Князь Иоанн Даниилович был одним из великих Государей Русской Земли. Он всегда ходил с огромным кошелём калитою, для раздачи милостыни. За это благодарный народ прозвал так и прозвал его - Калитою.
Еще до занятия Иоанном Московского стола, произошло другое событие, имевшее огромное значение для всей дальнейшей жизни нашей Родины.
Митрополит Максим окончательно переехал на жительство из совершенно разоренного Киева во Владимир на Клязьме.
Преемник Максима — митрополит Петр — был замечательный человек. Старец святой жизни, незлобивый и беспредельно преданный Родине. Все помыслы его были поглощены заботами о своей пастве.
Разъезжая из одного конца Руси в другой, он горячо полюбил набожного Иоанна Данииловича. Полюбилась митрополиту Петру и Москва, чудесно расположенная в узле дорог, идущих с разных концов Русской Земли. В ней он часто останавливался для отдыха. А когда Иоанн Даниилович после брата Юрия сел в Москве на княжение, то митрополит Петр сам переехал сюда же на жительство и умер здесь в следующем 1326 году. Перед смертью он призвал к себе Калиту, завещал похоронить себя в Москве и построить каменный храм во имя Успения Святой Богородицы. А затем произнес следующее пророческое слово: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородице построишь, то и сам прославишься больше других князей. И сыновья, и внуки твои, и город этот славен будет».
Петр вскоре умер и, согласно завещанию, был похоронен Калитой, в заложенном им Успенском соборе. Гроб Святого Петра был так же драгоценен для Москвы, как и пребывание живого святителя. Его выбор казался внушением Божиим. Новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца и также поселился в Москве.
Это имело огромное значение. Митрополит был один на всю Русь, а потому, пребывая в Москве, он давал ей вид столицы всея Руси. При этом действия князей, здесь сидевших, должны были всегда направляться советами и руководством митрополитов. А советы эти могли быть направлены только ко благу всей Земли.
Другие князья хорошо понимали, что значил переход митрополита на жительство в Москву и очень на это досадовали, но делать было нечего.
Тем временем в Тверь возвратился из Орды Александр Михайлович и с ним Татары собирать долги, вероятно, за полученный ярлык на великое княжение, и было много тяготы от них Тверской Земле. В 1327 году в Тверь приехал свирепый ханский посол ЩелкАн, двоюродный брат хана Узбека. До сих пор Татарское владычество над Русью происходило издалека. Теперь Татары задумали иное. Царевичи и князья стали говорить хану, что для полного завоевания Русской Земли необходимо совсем истребить князей, причем будто бы именно Щелкан и вызвался на это дело.
«Если повелишь мне», — говорил он хану, — «я пойду на Русь, и разорю христианство, князей их изобью, а княжьих детей к тебе приведу». И повелел ему хан так исполнить.
Щелкан, действительно, изгнал великого князя Александра с отцовского двора и поселился в нем сам. Скоро начались обиды, грабежи, поругания, насилия. Жители возмущались и стали жаловаться князю, но Александр не мог помочь и велел терпеть.
И вот, в день Успения Богородицы, дьякон Дюдько повёл утром молодую и здоровую кобылу на водопой. Увидя хорошую лошадь, Татары кинулись её отнимать. Это послужило знаком к кровопролитному побоищу с обеих сторон. Бились весь день. К вечеру Александр одолел, причем Щелкан сгорел в княжеском дворце со всеми своими татарами. Купцов Ордынских, которые вовсе не участвовали в битве, всех побили: иных пожгли на кострах, иных потопили.
Тверичи доконали всех Татар, не оставив даже и вестника, чтобы рассказать в Орде о случившемся.
Услышав о погроме, хан Узбек рассвирепел на Тверских князей. В гневе он потребовал в Орду Иоанна Калиту, ибо Московский князь остался старшим во всем княжеском роде Суздальской Земли.
Иоанн Даниилович неминуемо должен был идти для спасения от Татарской грозы собственных Московских волостей. Вместе с тем, он должен был заступиться и за всю Землю, направив грозу по возможности исключительно на виноватого.
Наказать Тверского князя отправилась из Орды большая рать. С ними же шел Иоанн Калита и, кроме него, Суздальские князья.
Татары пошли прямо к Твери, опустошили все Тверские города и хотели было идти к Новгороду, но он откупился множеством даров.
Тверской князь Александр с семьей убежал было в Новгород, но не был там принят и потому ушел во Псков. Псковичи, хорошо памятуя завещание Александра Невского — принимать с честью и беречь всех князей-изгнанников — ласково встретили Александра.
Когда Татары возвратились в Орду, следом за ними пошли и Русские князья. Хан Узбек отдал великое княжение Иоанну Московскому, но вместе с тем повелел всем искать брата его Александра.
«Путь к священству». Протоиерей Илья Зубрий

Сегодня в семь вечера у нас в гостях настоятель Иоанно-Богословского храма деревни Могильцы Пушкинского района Московской области Сергиево-Посадской епархии, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию православной школы-пансиона «Плёсково» протоиерей Илья Зубрий.
Мы говорили с нашим гостем, как родители привили ему веру и любовь к церкви, а также о его пути к священническому служению.
Отец Илья вспоминает своё детство в семье священника, время сомнений и встречу, которая определила его путь к священству. Он рассказывает о многолетнем служении в больнице и о поездках в госпитали на Донбасс, делясь размышлениями о вере, боли и человеческом достоинстве.
Большая часть разговора посвящена семье и воспитанию: батюшка говорит об опыте отца восьми детей, о свободе выбора и ответственности, о силе молитвы родителей. Затрагиваются и педагогические вопросы — как быть честным и открытым в общении с подростками, как находить язык с учениками.
В завершение отец Илья делится размышлениями о тридцатитрёхлетнем служении в одном приходе, о жизни церковной общины, о верности, смирении и благодарности Богу, которые становятся основанием внутреннего покоя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь женщинам в кризисных ситуациях». Татьяна Степанова
У нас в гостях была директор «Смоленского Дома для мамы» Татьяна Степанова.
Наша гостья рассказала о том, почему ушла с престижной работы с хорошим заработком и стала помогать женщинам в кризисных ситуациях и каким образом для нее связаны ее деятельность и вера.
Разговор шел о том, кто может обратиться в «Смоленский Дом для мамы» и какую поддержку могут получить там будущие мамы или мамы с детьми. Татьяна также поделилась разными удивительными историями женщин, которым удалось помочь.
Все выпуски программы Делатели
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема