Есть на Руси монастыри, название которых стоит только произнести, как выходит, что и слов-то больше не нужно, потому что значимость его и известность говорят сами за себя.
Один из таких монастырей – Ферапонтов, хотя на самом-то деле первоначальное и правильное его название «монастырь Рождества Богородицы». Ибо под таким именем основал его один из учеников преподобного Сергия Радонежского – Ферапонт. Произошло это событие в 1398 году в 120 километрах на северо-запад от Вологды, на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского.
Заметим в скобках, что не зря, видимо, монастырь называли Ферапонтовым. Для такого названия уважением в народе нужно было пользоваться немалым. Надо полагать, что именно по причине святости Ферапонта к нему стекались иноки, строили рядом кельи, а в году 1409-м возвели первую деревянную церковь Рождества Богоматери. Спустя 80 с небольшим лет церковь деревянную снесли, а возвели уже собор каменный, счастливо сохранившийся до наших дней. И потому, среди прочего, счастливо, что порядка 600 квадратных метров стенной росписи собора принадлежат кисти великого Дионисия, причем обстоятельство это подтверждено документально.
И кроме того считается, что архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте и согласованности всех архитектурных деталей разных столетий.
По этим вот причинам монастырь - единственный на территории Вологодской области памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО - внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Отметим также, что монастырь играл огромную роль и в духовной, общественной да и в политической жизни Российского государства. Он был и местом поклонения царей и русской знати, местом заточения нескольких опальных церковных иерархов (в частности патриарха Никона). Отсюда вышел ряд видных церковных деятелей, здесь работали известные книгописцы…
Но… в Смутное время монастырь разграбил отряд интервентов, от коего ограбления монастырь не оправился, а в 1789 году его и вовсе упразднили…
Ансамбль монастыря уцелел, а в году 1975 на базе его был создан музей, со временем ставший научно-исследовательским и просветительским центром, каковым до сих пор и является.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница