Была у меня знакомая редактор, начинали мы с ней в журнале «Материнство», а продолжили – в другом, тоже посвященном детям и родителям. Звали редактора Катерина, и была она таким мощным, умным, прекрасным двигателем этих журналов, что первый мы так и прозвали – «Катеринство». Я в процессе нашего обоюдо радостного и продуктивного сотрудничества то носила, то рожала, то растила своих деток, поэтому тема родительства была мне очень близка. Все мои коллеги очень любили Катерину, она давала нам много свободы, умела направить очень тактично и умела восхищаться нашими статьями – что согласитесь, редкость. Мы жили душа в душу, устраивали в редакции праздники с детьми, и детки тихонечко вырастали под наши творческие успехи… Одно меня в Катерине смущало. Я как раз только пришла в церковь, постигала азы православия и горела неистовым желанием помочь в этом всем вокруг. Катерина же на мои попытки объяснить ей Истину – отмахивалась так: «Анна, я говорит – агностик. То есть верю, что есть что-то… Многие пытаются меня катехизировать. Но я должна как-то сама… прийти. К Богу. Или не прийти, понимаете?» Она очень меня огорчала. Но когда я пожаловалась на талантливую, но неподатливую свою начальницу отцу Николаю в нашем храме, он удивленно сказал: «А вы уже хотите свет истины людям нести? Вы бы пока свой поберегли, дитя мое, на большее может быть пока не замахивайтесь!..» Ну я берегла, берегла, познавала новые радости церковной жизни – и все равно очень жалела всех, кто в воскресное утро, когда мы с детками уставшие, но радостные идем с литургии – на праздничный завтрак – они, бедолажки, не зная ничего о Радости – гуляют с собаками, совершают пробежки по парку, сидят на автобусных остановках…
Моему младшему исполнилось три года, когда мы ставили очередной пасхальный спектакль. Большой родительской тусовкой из храма. Родители готовились не на шутку, шили костюмы, разрисовали занавес, пригласили оператора… Я пригласила Катерину, и она пришла. Это был сюрприз – такой уважаемый человек – на наш спектакль. Я только не понимала, отчего она улыбалась как-то тихо и немного печально весь вечер. Мне не удалось ее развеселить. Через неделю она создала новую программу для родителей на телевидении, очень умную и правильную, как все, что она делала. А еще через неделю мне позвонили рыдающие коллеги и пригласили на похороны Кати. Оказалось, что вот уже месяц Катерина молча сгорала от неизлечимой стадии рака, и хотела еще многое успеть. На похоронах был миллион народу, и рыдали даже известные, серьезные мужчины. Катя, рассказали мне, перед смертью успела и самое главное. Она покрестилась и причастилась в один день. Я берегу память об этой выдающейся женщине, и часто думаю: Ты прости меня, Господи, у тебя свои пути для Твоих лучших…
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема