Шарль и Ивонна де Голль прожили вместе полвека. Их брак не был безоблачным. Скорее он напоминал испытания на прочность. Ивонна делила с мужем все тяготы, какие выпадают на долю больших военных и политиков. А грозный де Голль, которого боялись министры многих стран, дома был неисправимым романтиком. Ивонна ценила это в супруге больше всего.
Шарль с юности хотел жениться на девушке из хорошей семьи. Желание сбылось в 1921 году. Де Голль познакомился с Ивонной Вандру. Мадмуазель так понравилась Шарлю, что он пригласил её на бал выпускников своей военной школы. Отказать герою, который дрался на Первой мировой, был ранен, захвачен в плен и пять раз пытался бежать, Ивонна не могла. До их встречи она говорила, что никогда не выйдет замуж за военного. После праздника сказала родным: «Мне с ним не было скучно». А через несколько дней заявила: «Я выйду только за него». И вскоре для Шарля и Ивонны уже играли свадебный марш.
Медовый месяц молодожёны провели в Италии. А вернувшись в Париж, стали ждать появления своего первенца. Шарль учился в Высшей военной школе и, конечно, мечтал о мальчике. Так и случилось, у супругов родился сын. А спустя три года появилась дочь. Шарль оказался примерным семьянином и отчаянным трудоголиком. Даже на отдыхе его любимым занятием была работа. Жена относилась к этому с пониманием, и каждый раз, собираясь в поездку, укладывала в один чемодан вещи мужа, а в другой его книги.
В первый день нового 1928 года Ивонна родила дочь Анну. Но радость сменилась горем – девочка страдала умственной отсталостью. Ивонна была готова отказаться от всего на свете, лишь бы облегчить страдания дочери. А де Голль часто превращался с сиделку, чтобы дать хоть немного отдохнуть жене и срывался с манёвров домой всего на одну ночь только для того, чтобы спеть Анне колыбельную. Своему духовному отцу Шарль сказал: «Для меня и моей жены это большое испытание. Но Анна одновременно – моя радость и моя сила. Она – милость Божья в моей жизни. Она поддерживает во мне необходимость подчинения воле Бога». Дочь прожила двадцать лет. После её смерти Ивонна основала Фонд помощи больным детям.
Драма, которую пережили супруги, сблизила их ещё больше. Умевший принимать жёсткие решения на службе, в семье де Голль был нежнейшим отцом и мужем. Письма к жене, всегда начинались словами: «Моя дорогая, милая Аннушка!». Называть иначе женщину, которая не доставала ему даже до плеча, Шарль не мог. И мучился оттого, что взваливает на неё трудности, которые посылаются лично ему. Так, когда началась Вторая мировая война и де Голль, вставший на борьбу за свободу Франции, был вынужден уехать в Лондон, Ивонна не задавала вопросов. Получив письмо, в котором Шарль просил её немедленно приехать она, не жалуясь на судьбу, отправилась с сыном и дочерью в порт. Надежды на отплытие не было никакой, но им удалось сесть на последнее судно, отплывающее в Англию.
Не жаловалась Ивонна и в тот день, когда сидела вместе с мужем в автомобиле, который обстреляли боевики. Как де Голли выжили осталось загадкой, вся машина оказалась прошитой пулями. И снова Шарль не услышал от жены ни слова упрёка. Да и как упрекать человека, на жизнь которого покушались 31 раз и здоровье которого ей было важнее всего!
Недалеко от Парижа располагалось имение де Голлей. После войны оно оказалось разрушенным. Ивонна организовала восстановление дома ничуть не хуже, чем генерал де Голль восстановление всей Франции. Это имение стало для супругов любимым. Здесь они старели, здесь растили внуков.
Семейная жизнь де Голлей никогда не была предметом для сплетен и пристального внимания журналистов. О личной жизни четы известно очень немного. Но одно французы говорили всегда: если бы не Ивонна не быть де Голлю генералом и президентом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер