Наверняка большинство из нас ещё помнит, как на уроках русского языка класс дружно хихикал, выводя в тетрадях под диктовку учительницы: «уж, замуж, невтерпёж». Писательница Евдокия Варакина как филолог это правило грамматики усвоила твёрдо – настолько, что чуть было не воплотила его в собственной жизни! Но к счастью вовремя поняла, что в таком серьёзном деле, как брак, торопиться не стоит. О том, почему замуж лучше не «выскакивать», а выходить не спеша, лишь полностью уверившись в своих чувствах, Евдокия Варакина поведала читателям – и, прежде, всего, конечно, читательницам - на примере историй из своей личной жизни в эмоциональной и увлекательной книге «Как Бог меня замуж выдавал».
«Я не умею придумывать», - без обиняков признаётся писательница на страницах персонального сайта в интернете, а в самом начале своей книги подчёркивает, что все описанные события произошли на самом деле. И это, конечно, интригует ничуть не меньше какой-нибудь фантастической завязки. Тем более, что у произведения Евдокии Варакиной завязка тоже очень даже любопытная. Молодая москвичка, студентка филологического факультета, делает первые шаги в церковной жизни и с нетерпением ждёт от Бога какого-нибудь знака, который подскажет ей её предназначение в жизни. И вот однажды парень из одного с нею прихода начинает оказывать девушке знаки внимания с самыми серьёзными намерениями. «Замуж так замуж» - покорно соглашается она и с самой собою, и в ответ на предложение молодого человека. И пытается гнать от себя мысли о том, что чувства, которые она испытывает к жениху, весьма неоднозначны и не очень-то похожи на любовь.
Доверительно, если не сказать – исповедально – делится Евдокия Варакина с читателями в книге «Как Бог меня замуж выдавал» своими мыслями и переживаниями, рассказывая о том, как несколько раз была буквально на волоске от ошибки выйти замуж за нелюбимого. Но обстоятельства складывались так, что возникали непреодолимые препятствия для решительного шага. Со временем Евдокия поняла, что от ошибок её всё время спасал Бог.
«Своего» жениха она узнала без ошибки. Откуда-то появились вдруг и беспричинная нежность, и умение ждать, прощать и быть терпеливой. Чувства не нужно было придумывать и внушать их себе. Это и был тот самый долгожданный знак от Бога.
Сейчас у Евдокии Варакиной счастливая семья и двое детей. О семейных буднях, радостях и печалях она пишет в нескольких рассказах, дополняющих книгу «Как Бог меня замуж выдавал». И продолжает мысль о том, что настоящее счастье можно обрести, лишь прислушиваясь к себе и доверяя Богу.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.