После сурового ответа, данного Александром Невским послам папы, в Риме решили открыть враждебные действия против Русской Земли, натравливая на нее для этого наших соседей. В 1253 году, Иннокентий Четвертый послал приказание духовенству Ливонии — проповедовать новый поход, причем презрительно смешивал в своем послании Русских с Татарами.
В том же 1253 году, рыцари внезапно подступили к Пскову, в надежде его легко захватить. Но были мужественно отбиты жителями города, и стали поспешно отступать, узнав, что на выручку Псковичей идут Новгородцы с сыном Александра Невского — юным Василием.
Не теряя времени на преследование, Новгородцы направились к устью реки Нарвы, в расположенные здесь Немецкие владения. Псковичи же, видя поспешное отступление Немцев, погнались за ними, принудили к бою и победили их. При таких обстоятельствах, рыцари вынуждены были просить мира, который и был заключен.
Кроме немцев, латиняне возбуждали против нас жестокого и коварного Миндовга, объединителя Литовских племен.
Он овладел в 1235 году Русским городом Новогрудком, затем стал быстро усиливаться, и, найдя выгодным иметь поддержку папы, принял католичество, в награду за что получил из Рима королевский венец. Скоро он отрекся от христианства, но сила его возрастала все более и более. Миндовг овладел раздробленными уделами Полоцких князей.
В 1252 году, во время поездки Александра Невского в Орду, Миндовг пошел воевать Смоленскую Землю. Причем отряды его стали опустошать и Новгородские владения. Тогда, сидевший в это время в Новгороде, сын Александра — Василий храбро выступил против Литовцев, геройски сразился с ними и разбил наголову.
Таким образом, на время были усмирены и Литовцы.
Но Новгородцы не могли ужиться долго с юным сыном Александра Невского, и в 1255 году он должен был выехать от них в Торжок.
Узнав про это, Александр отправил свои войска к Новгороду, с целью смирить его, причем решил сделать это без кровопролития. Подойдя к городу, он потребовал выдачи посадника Анании, которого считал главным заводчиком происшедшего недоразумения с сыном. Однако у Анании была сильная партия, не желавшая его выдавать. Поэтому возникли оживленные переговоры. Александр удовольствовался только смещением Анании с должности посадника и вернулся домой.
Скоро, однако, ему вновь довелось ехать в Новгород.
В 1256 году Шведы в союзе с Датчанами собрали большие силы и стали строить крепость недалеко от устья Нарвы. Это всполошило Новгородцев. Они стали собирать свои войска и просили Александра прийти им на помощь. Узнав про это, Шведы поспешили уйти и оставили свою крепость недостроенной. Но Александр решил их сильно наказать за дерзкую попытку. Он прибыл со всеми своими полками в Новгород и приказал тотчас же выступить в дальнейший поход.
Все повиновались, но никто не знал, куда они идут.
Когда рать достигла Копорья и остановилась здесь для отдыха, Александр поздравил своих воинов с походом в Финляндию. Митрополит Кирилл благословил Александра и его ратников на продолжительные тяжелые подвиги и вернулся в Русскую Землю. Войска же наши, с доблестным своим князем, начали беспримерный по трудности поход.
Могучая воля Александра и самоотверженность его сподвижников преодолевали все трудности. Двигаясь постоянно в сумерках зимнего дня, почти ощупью, терпя недостаток во всем, войско наше шло безостановочно вперед, и Александр прошел по Финляндии, «как Божия гроза из края в край».
Этот поход навел такой страх на Шведов, что только тридцать семь лет спустя они осмелились вновь начать враждебные действия против русских.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











