Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 1-9.
Православная церковь верит, что история этого мира когда-нибудь закончится. Наступит момент, когда Спаситель Иисус Христос повторно придет на землю, но уже не как смиренный проповедник, а как грозный судья. По воле Христа души умерших людей вновь соединятся с телами, которые возродятся из праха. Вся человеческая цивилизация будет судима Спасителем, и каждый человек даст Богу ответ за свои добрые и злые поступки. Согласно Библии Второму пришествию и Страшному суду будут предшествовать непростые времена. БОльшая часть человечества настолько нравственно деградирует, что забудет о Боге, а если и будет о Нем помнить, то станет сознательно противиться Его воле. Апогеем нравственного регресса людей явится антихрист - полная противоположность Спасителя и предельное воплощение зла. Антихрист подчинит себе почти весь мир, но будет править только три года, по истечении которых и состоится Второе пришествие. Точное указание на время, когда случатся все указанные события, в Библии отсутствует. Бог сознательно скрывает от людей дату Страшного суда, чтобы они держали себя в духовном тонусе, не расслаблялись, зная, что Второе пришествие, к примеру, состоится не скоро. Есть и еще мнение на этот счет. Время наступления Страшного суда зависит от воли самих людей, вернее от их духовного состояния. Христос не устроит суда над человечеством до тех пор, пока оно, человечество, не станет совершенно безнадежным. Моральное и духовное состояние людей накануне Второго пришествия ярко описывает апостол Павел во Втором послании к своему ученику Тимофею:
Сын мой Тимофей, 3.1 Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. 3.2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3.3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 3.4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 3.5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 3.6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 3.7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 3.8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 3.9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Итак, человечество в последние дни существования этого мира окончательно и безвозвратно деградирует. Почти во всех людях добродетели иссякнут, их место займут всевозможные пороки. Предельные эгоизм, жадность, злость, лживость будут вершить судьбы нашей цивилизации. Как будто сегодня дело обстоит иначе? - спросят некоторые слушатели. Действительно, греховность всегда присутствовала в душах людей, но отличительной чертой последних времен станет катастрофичная подмена понятий - порок будет объявлен добродетелью, а если люди и будут совершать что-то доброе, то исключительно с целью достижения наживы. От этого добро станет лишь видимостью, маской, скрывающей зло. Символом последних времен для апостола Павла, согласно прозвучавшему отрывку из его послания, являются библейские персонажи ИаннИй и ИамврИй - чародеи при дворе египетского фараона, не желавшего отпустить из рабства еврейский народ во главе с пророком Моисеем. ИаннИй и ИамврИй видели, какие чудеса творил Моисей, понимали, что эти чудеса от Бога, но совершенно осознанно противились пророку и с помощью демонов старались чудеса Моисея повторить. В результате ИаннИй и ИамврИй публично опозорились, не способные противостоять чудесной силе пророка Божия. То, что случилось с чародеями фараона, произойдет по мнению апостола Павла и с противниками Бога с антихристом во главе в последние времена. Их сила иссякнет, а сами они не смогут противиться величию Христа, пришедшему второй раз на землю.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема