Церковь Жен Мироносиц в Соликамске построена на средства богатого солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева. Его участие в строительстве не случайно. Жители города считали, что к тому его подвел некий рок.
Издавна в Соликамске, как и по всей России, умерших хоронили у приходских церквей. С 1772 года высочайшим указом повелевалось «для погребения мертвых тел» отводить специальные места за городом. В Соликамске выбор пал на Суровцовское поле, владельцем которого и был Максим Григорьевич. Выбор был обусловлен тем, что поле практически не обрабатывалось, и на нем стояла древняя часовня. Никто уже и не помнил, когда и в честь какого события она построена.
По просьбе воеводской канцелярии, духовного правления и городского общества, Суровцев согласился отдать землю «в общее пользование». Будущее кладбище огородили, землю освятили. Для отпевания и поминовения усопших сначала пользовались часовней. Потом начали сбор средств на строительство церкви. Неизвестно, сколько бы собирали необходимую сумму, но вмешался Божий промысел.
Суровцев с семьей жил в Петербурге, изредка наезжая в Соликамск проведать дела на промысле. В один из приездов занемогла его горячо любимая супруга Феодора и в декабре 1774 года скончалась. Максим Григорьевич похоронил ее на новом кладбище и сам остался в Соликамске. На могиле жены Суровцев «своим иждивением» построил церковь, на которую соликамцы пытались собрать средства.
В храмозданной грамоте, данной епископом Лаврентием 11 июля 1776 года, говорилось: «Благословили мы вновь во имя святых Жен Мироносиц церковь и при ней колокольницу каменные построить. По строении же церковь убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием».
Возводил церковь мастер Иван Горбовский со своими сыновьями и артелью каменщиков. В пять лет храм был построен и освящен в 1780 году. Иконостас был небольшого размера и «резал» его тот же Иван Горбовский, а образа́ писал мещанин Петр Казанцев.
В числе утвари упоминался серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами, на котором была надпись: «От создателя Максима Суровцова». Умер он в 1786 году и был погребен в самой церкви рядом с могилой жены. Место его захоронения указывала чугунная плита. Память о Максиме Григорьевиче сохранялась в течение многих лет.
В 1929 году, как водится, церковь была закрыта. В 30-м году на кирпич разобрали колокольню, главу и ограду кладбища. Некоторое время в «обезглавленной» церкви даже жили люди, нимало не смущаясь соседством с массой усопших. А позже кладбище стало зыбким воспоминанием – его сравняли с землей.
К счастью в 2000 году начались работы по восстановлению церкви, которые благополучно завершились. И впервые за свою более чем двухсотлетнюю историю церковь Жен Мироносиц в Соликамске стала не кладбищенской, а приходской.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема