Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 10-15.
Жизнь древних христиан была одновременно удивительна и опасна. Удивительна потому, что на их глазах происходили многие чудеса, которые обильно совершались в Церкви именно в раннюю эпоху ее существования. Опасной же жизнь древних христиан приходится однозначно признать, поскольку на территории Римской империи их в течение первых трех веков нашей эры активно преследовали, считая христиан неблагонадежными гражданами. Причина заключалась в том, что они отказывались считать императора воплощенным божеством и совершать в честь него жертвоприношения. Римские власти сажали последователей Христа в тюрьмы, пытали и подвергали их самым изощренным казням. Но как ни старалось государство уничтожить Церковь, христиан в империи становилось все больше. Простые язычники, видя бесстрашие учеников Спасителя, приходили к выводу, что мужество, с которым христиане шли на казнь, основана на чем-то удивительном и явно более могущественном, чем их идолы. Страдания за Христа пришлось, в первую очередь, претерпеть его апостолам. Все они, за исключением, Иоанна Богослова приняли мученическую кончину. Апостол Павел, в том числе. За свою горячую проповедь Христа он неоднократно был избиваем и язычниками, и иудеями. В 60-х годах нашей эры Павла заключили в римскую тюрьму, из которой отправили на казнь - палач отрубил апостолу голову. В преддверии казни апостол написал несколько посланий тем людям, которых желал поддержать и утешить в последние мгновения своей жизни. Среди предсмертных адресатов Павла был его ближайший ученик и друг - Тимофей, глава христианской общины Эфеса.
Сын мой Тимофей, 3.10 ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 3.11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 3.12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 3.13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 3.14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 3.15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
В прозвучавшем отрывке из послания к Тимофею апостол Павел вспоминает о том, какие испытания ему пришлось в течение жизни претерпеть. В частности, он говорит о событиях, произошедших с ним в Антиохии, Иконии и Листре. Листра была родным городом Тимофея. А потому он был свидетелем того, как местные жители, подстрекаемые иудеями, чуть не убили апостола Павла. Тимофей же, наоборот, вдохновлённый мужеством Павла впоследствии стал его учеником. Тимофей сам был гоним за проповедь Христа. Поэтому прекрасно понимал то, о чем говорит Павел в прозвучавшем отрывке из послания: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Апостол Павел призывает Тимофея и всех читателей послания не обольщаться и не мечтать о том, что вера во Христа дадут им преференции в земной жизни. Человек с чистой совестью и незамутненной душой рано или поздно столкнется с нравственными изъянами нашего мира, в большей или меньшей степени окажется с ним в конфликте. Апостол Тимофей, о котором даже убежденные язычники не могли сказать ничего дурного, погиб мученической смертью. Многие из его прихожан также были умерщвлены. Все по причине того, что их добродетельная жизнь являлась обличением пороков языческого общества. В своем послании апостол Павел призывает Тимофея и всех христиан быть мужественными и пребывать в терпении и надежде на Бога, держаться веры и беречь чистоту души. Павел прямо свидетельствует, что каждый сохранивший веру во Христа обязательно получит от Него награду в вечной жизни.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!