На сегодня в Симферополе насчитывается несколько десятков храмов. А первым храмом города стала небольшая домовая церковь, обустроенная в жилище, которое купили у татарина, пожелавшего переселиться в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи.
Освятили церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Символично, что первый православный храм на мусульманской земле получил в небесное покровительство благочестивых распространителей христианской веры, за свои просветительские труды удостоенных Церковью имени «равноапостольные».
Со времён правления императора Константина в начале четвертого века христианство стало государственной религией в Римской империи.
Говоря же о царице Елене, следует воздать ей должное, во-первых, за то, что она воспитала своего сына Константина в христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе. Во-вторых, за обретение Креста Господня.
Первоначально церковь в честь святых равноапостольных царей была так называемым полковым храмом, поскольку предназначалась, прежде всего, для участия в богослужениях расквартированного в Симферополе воинского полка под командованием Бориса Алексеевича Татищева.
Храм был открыт и для гражданских лиц, переехавших в город. Со временем их становилось всё больше и больше.
В 1786 году, как говорят нам документы, правитель Таврической области Василий Васильевич Каховский лично следил за тем, как бывший жилой дом приводится в соответствие с его новым назначением. После отъезда полка Татищева храм пережил недолгий упадок, но вскоре усердием Каховского в нем был установлен иконостас и возобновлено богослужение.
26 мая 1787 года в Симферополь проездом прибыла императрица Екатерина II.
Войдя в Константино-Еленинскую церковь, коронованная особа, поражённая крайней бедностью церковного убранства и утвари, распорядилась прислать из столицы всё необходимое для церковного благочиния. И действительно, из Санкт-Петербурга были доставлены облачения для священников, иконы и церковная утварь.
Церковь, а вместе с ней и верующие, жили своей обычной приходской жизнью. Однако маленький храм со временем перестал вмещать всех желающих. По благословению Новороссийского архиепископа Афанасия, в Симферополе начали строительство более вместительного храма.
В 1806 г. был построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а церковь святых Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерал-майора Попова, как домовая церковь. Вскоре к ней была пристроена колокольня.
Спустя столетие первый храм Симферополя вновь исполняет свою первоначальную роль – в 1914 г. он окормляет расквартированный в городе пехотный полк.
С 1917-го года Константино-Еленинский храм был приписан к Петро-Павловскому собору, а в 1921 г. он вновь становится самостоятельной приходской единицей.
Но такое его существование длилось не долго. Общее положение Православной Церкви после революции 1917-го года с каждым годом становилось хуже и хуже.
Разрушались монастыри и храмы, уничтожалось всё, что было связано с Церковью. В результате прекратила своё существование и первая в Симферополе церковь – Константино-Еленинская.
В 1929 г. храм передали под аэроклуб, верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
Но Бог поругаем не бывает. С наступлением 90-х годов прошлого столетия, Церкви постепенно стали возвращать ее постройки и имущество. Сегодня Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, трудами митрополита Крымского Лазаря, восстановлена. Первый православный храм Симферополя вновь открыт для верующих.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема