Летом 1998 года в городе Павловский Посад состоялось знаменательное событие. На одном из старинных домов появилась доска в память о человеке, который его построил – Давыде Ивановиче Широкове. Казалось бы, что особо замечательного в открытии мемориального знака? Но старожилы Павловского Посада знают, что это был первый случай за 80 лет, когда в городе увековечили память не партийного деятеля, а купца, предпринимателя и благотворителя, который прославил Павловский Посад на всю Россию.
Давыд Широков – сын крестьянина из села Павлово, был одним из инициаторов того, чтобы превратить свою деревню в процветающий посад. Это случилось в 1844 году. Посадами в те времена называли торгово-ремесленные населённые пункты, находящиеся в пригородах, но статуса города не имеющие. Широков, купец первой гильдии, владелец двух фабрик по производству дорогих шёлковых и ситцебумажных тканей, решил объединить Павлово и ближайшие к нему четыре деревни. Купец действовал, исходя в первую очередь из своих деловых интересов. Фабрики Широкова процветали, предпринимателю хотелось дальнейшего роста, а статус села тормозил производство. Преобразование Павлово в посад оказалось делом хлопотным. Проект долго ходил по инстанциям, преодолевал бюрократические препоны, пока наконец император не подписал указ о присвоении селу нового статуса.
Широков между тем времени не терял. Он понимал, что Павлово должно менять к лучшему и свой внешний облик. Среди местных предпринимателей был объявлен сбор средств на реконструкцию церкви Воскресения Христова. Реставрационные работы обошлись в семнадцать с половиной тысяч серебряных рублей. Сумма огромная, но и пятиглавый каменный храм вышел таким, что даже в столице поставить не стыдно. Особенно всех поражали колокола, один в тысячу пудов весом, а второй в пятьсот. Их заказали на московском заводе. В простой публике шептались, что материалы и отливку колоколов оплатил таинственный неизвестный. Но те, кто имел к делу прямое отношение прекрасно знали: широкий жест сделал Широков. Знали и то, что значительную сумму на реставрацию храма тоже внёс Давыд Иванович. И уже ни от кого не скрываясь, на официальном открытии посада Широков подарил местной ратуше на обзаведение тысячу серебряных рублей и всю необходимую мебель. А спустя ещё два года дирекция ратуши получила от благотворителя полторы тысячи рублей, как записано в документах «на устройство помещения для пожарных инструментов». При Воскресенском храме Давыд Иванович учредил первую в посаде богадельню, она просуществовала на деньги семьи Широковых до революции.
Учитывая всё это, никто из местных жителей не возражал против утверждения, что посад всем обязан своему отцу-основателю Давыду Широкову. Кстати, знаменитые на весь мир павловские платки, скатерти и узорчатые ткани тоже дело рук Давыда Ивановича. Он выпускал всё это великолепие на своих фабриках, обеспечив работой 800 человек.
Супруга и две дочери Широкова после смерти главы семейства тоже посвятили себя благотворительности. Вдова основала ЕдиновЕрческий монастырь в Москве. А дочери, выйдя замуж за купцов известных фамилий Хлудовых и Морозовых, основали фонд имени Широкова и материально поддерживали восемьдесят бедных семей Павловского Посада. Дом отца дочери подарили родному городу. Об этом в своём завещании их просил сам Давыд Иванович. По желанию Широковых местые власти отдали первый этаж здания под богадельню, а на втором устроили больницу.
В 1936 году большевики сбросили с колокольни и переплавили «широковские колокола». Но разлетевшиеся по площади осколки подобрали люди и хранили их как ценнейшие реликвии. Знай об этом Давыд Иванович он был бы доволен такой оценкой своей деятельности. А при жизни знаком признания благотворителю стали две золотые медали «За усердие».
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О душеполезном чтении

Сегодня 14 марта. День православной книги.
О душеполезном чтении — священник Николай Конюхов.
Главная книга, которую должен читать христианин — это Священное Писание. Но часто дороги к нему разные. Сейчас есть большое количество околоцерковной литературы, церковной литературы, в том числе и современных авторов, которые доступным языком пишут про прописные истины. И даже те же самые святые отцы, произведения которых, может быть, тяжело читать, потому что они написаны иностранным языком, на греческом языке, и переведены, тем более, святых отцов IV, V века, VI. Но есть святые отцы, которые жили в нашей стране, и которые писали, в том числе, и на русском языке. И поэтому нам они более понятными. Я вот на начальном всегда рекомендую почитать письма Феофана Затворника своим духовным чадам, святителя Игнатия Брянчанинова. А потом есть святые отцы, которые жили буквально совсем недавно. Это Никодим Святогорец, Паисий Святогорец. И такие видные церковные деятели, как там митрополит Антоний Сурожский, который очень много написал доступных проповедей, которые даже молодым людям очень, как они говорят, заходят. То есть они понятны и написаны понятным языком. Ну а так, в целом, сейчас, если прийти в какой-то церковный магазин, где книги предлагаются разные, там большое количество современных авторов, в том числе священников, предлагают рассуждения и о посте, и о молитве, и так далее. Но конечная цель, конечно же, нам — это слова Божии, написанные в Священном Писании, к которым постепенно мы начинаем приходить. Читаем сначала на русском языке, потом и церковно-славянский текст, который читается за богослужением, тоже становится нам понятным.
Все выпуски программы Актуальная тема