
Летом 1998 года в городе Павловский Посад состоялось знаменательное событие. На одном из старинных домов появилась доска в память о человеке, который его построил – Давыде Ивановиче Широкове. Казалось бы, что особо замечательного в открытии мемориального знака? Но старожилы Павловского Посада знают, что это был первый случай за 80 лет, когда в городе увековечили память не партийного деятеля, а купца, предпринимателя и благотворителя, который прославил Павловский Посад на всю Россию.
Давыд Широков – сын крестьянина из села Павлово, был одним из инициаторов того, чтобы превратить свою деревню в процветающий посад. Это случилось в 1844 году. Посадами в те времена называли торгово-ремесленные населённые пункты, находящиеся в пригородах, но статуса города не имеющие. Широков, купец первой гильдии, владелец двух фабрик по производству дорогих шёлковых и ситцебумажных тканей, решил объединить Павлово и ближайшие к нему четыре деревни. Купец действовал, исходя в первую очередь из своих деловых интересов. Фабрики Широкова процветали, предпринимателю хотелось дальнейшего роста, а статус села тормозил производство. Преобразование Павлово в посад оказалось делом хлопотным. Проект долго ходил по инстанциям, преодолевал бюрократические препоны, пока наконец император не подписал указ о присвоении селу нового статуса.
Широков между тем времени не терял. Он понимал, что Павлово должно менять к лучшему и свой внешний облик. Среди местных предпринимателей был объявлен сбор средств на реконструкцию церкви Воскресения Христова. Реставрационные работы обошлись в семнадцать с половиной тысяч серебряных рублей. Сумма огромная, но и пятиглавый каменный храм вышел таким, что даже в столице поставить не стыдно. Особенно всех поражали колокола, один в тысячу пудов весом, а второй в пятьсот. Их заказали на московском заводе. В простой публике шептались, что материалы и отливку колоколов оплатил таинственный неизвестный. Но те, кто имел к делу прямое отношение прекрасно знали: широкий жест сделал Широков. Знали и то, что значительную сумму на реставрацию храма тоже внёс Давыд Иванович. И уже ни от кого не скрываясь, на официальном открытии посада Широков подарил местной ратуше на обзаведение тысячу серебряных рублей и всю необходимую мебель. А спустя ещё два года дирекция ратуши получила от благотворителя полторы тысячи рублей, как записано в документах «на устройство помещения для пожарных инструментов». При Воскресенском храме Давыд Иванович учредил первую в посаде богадельню, она просуществовала на деньги семьи Широковых до революции.
Учитывая всё это, никто из местных жителей не возражал против утверждения, что посад всем обязан своему отцу-основателю Давыду Широкову. Кстати, знаменитые на весь мир павловские платки, скатерти и узорчатые ткани тоже дело рук Давыда Ивановича. Он выпускал всё это великолепие на своих фабриках, обеспечив работой 800 человек.
Супруга и две дочери Широкова после смерти главы семейства тоже посвятили себя благотворительности. Вдова основала ЕдиновЕрческий монастырь в Москве. А дочери, выйдя замуж за купцов известных фамилий Хлудовых и Морозовых, основали фонд имени Широкова и материально поддерживали восемьдесят бедных семей Павловского Посада. Дом отца дочери подарили родному городу. Об этом в своём завещании их просил сам Давыд Иванович. По желанию Широковых местые власти отдали первый этаж здания под богадельню, а на втором устроили больницу.
В 1936 году большевики сбросили с колокольни и переплавили «широковские колокола». Но разлетевшиеся по площади осколки подобрали люди и хранили их как ценнейшие реликвии. Знай об этом Давыд Иванович он был бы доволен такой оценкой своей деятельности. А при жизни знаком признания благотворителю стали две золотые медали «За усердие».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











