Из подъезда большого каменного дома в центре Петербурга вышли две пожилые женщины. Скромно одетые, в тёмных платках, с котомками за плечами, они явно чувствовали неловкость от красоты обступивших их со всех сторон зданий этого аристократического квартала столицы. Но вот с балкона дома, из которого они только что вышли, их окликнули: сам хозяин приветливо махал им рукою на прощанье. Высокий, статный, в пышном белом парике, морской военной форме с золотыми погонами…
- Храни Вас Бог, Фёдор Фёдорович, благодарствуем за всё! – с поклоном прокричали ему женщины.
Герой русско-турецкой войны и кампании по освобождению Греции от французской оккупации, командующий Черноморским флотом, царский адмирал Фёдор Ушаков ещё долго стоял на балконе и смотрел вслед удаляющимся странницам.
Двери его дома всегда были открыты для простых, нуждающихся в помощи людей. Он давал приют паломникам-богомольцам, кормил голодных, помогал просящим. Эти женщины пришли издалека; они собирали пожертвования на постройку церкви и приюта для бездомных и больных. Молва о христианской доброте Ушакова привела их к нему в дом. А Фёдор Фёдорович принял как родных – накормил, дал кров, и отпустил с щедрым пожертвованием и деньгами на дорогу.
О добром и милосердном сердце знаменитого адмирала на флоте и при дворе давно уже ходили легенды. Ушаков строил тактику таким образом, чтобы выходить из сражений с минимальными потерями. И даже в боях с превосходящим по численности и мощи противником умел не только уберечь своих воинов, но и одерживать при этом блистательные победы.
Во время военных действий эскадрам часто приходилось испытывать перебои со снабжением. И всякий раз Фёдор Ушаков решал вопрос своими силами и – в буквальном смысле - средствами. В приказе от восемнадцатого октября тысяча семьсот девяносто второго года он писал: «По случаю же недостатка в деньгах, отпускаю я из собственных тринадцать тысяч пятьсот рублей». Возместить столь ощутимые затраты адмирал при этом никогда не требовал…
Образец кротости и человеколюбия был у Фёдора Фёдоровича перед глазами с самого детства – его родной дядя, иеромонах Феодор, знаменитый старец из Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря. Адмирал часто навещал старца в обители, расположенной близ города Темникова тогдашней Тамбовской губернии, любил монастырь, и не оставлял его своим попечением. Не удивительно, что после отставки, которая по собственному прошению Ушакова последовала в тысяча восемьсот седьмом году, адмирал избрал постоянным местом жительства своё небольшое имение в селе Алексеевка, как раз неподалёку от Темникова. Оставшуюся собственность в Петербурге и Крыму Фёдор Фёдорович продал, и часть вырученных денег пожертвовал на ремонт и расширение соборной церкви Святого Николая в Севастополе.
Поселившись в Алексеевке, Ушаков с большим вниманием следил за нуждами своих крестьян, откликаясь на каждую просьбу о помощи. Жизнь он вёл, по словам очевидцев, совсем почти монашескую, и никуда, кроме Санаксарской обители, не выезжал. Однако при этом он, как истинный патриот, продолжал заботиться и о процветании государства. Тамбовскому дворянскому училищному корпусу он пожертвовал тысячу рублей; выделил средства на открытие первого в Тамбовской губернии духовного училища.
Когда в тысяча восемьсот двенадцатом году Россия вступила в войну с наполеоновской Францией, адмирал немедленно отправил деньги в поддержку формировавшемуся тогда Тамбовскому ополчению. Две тысячи рублей он пожертвовал Первому Тамбовскому пехотному полку, постоянно отправлял суммы на содержание и лечение больных и раненых солдат. Тридцать тысяч рублей Ушаков передал в пользу разорённых и пострадавших от наполеоновского нашествия.
Последние свои годы Фёдор Фёдорович полностью посвятил заботе о Санаксарском монастыре. Сохранились свидетельства о его пожертвованиях обители: драгоценный оклад к Евангелию, парчовые облачения для духовенства, серебряные Богослужебные сосуды. «Бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния во всепомощи» - так вспоминал об Ушакове один из монахов.
В Санаксарской обители Фёдор Ушаков обрёл и свой последний приют. Гроб с телом великого русского адмирала народ пронёс на руках до монастыря от самого Темникова. В две тысячи четвёртом году Русская Православная Церковь прославила праведного воина Фёдора Ушакова в лике святых.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







