Будучи в поездках, я ради интереса проверял какое название знают лучше – Вятка или Киров. Это, конечно, не официальный соцопрос, но большинство моих собеседников отвечало, что Вятка это город, который при советской власти назывался Киров. А когда я спрашивал, что знают про Вятку, оказалось, что многие слышали про Великорецкий крестный ход. О нём сегодня и речь.
Промыслом Божиим явлен был в 1383 году на Вятской земле чудотворный образ святителя Николая жителю деревни Крутицы Семену Агалакову. «Некоторый благоговейный муж, проходя близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей. Остановился в испуге. Но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей. Он почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая. Свет же скрылся».
Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы.
Через некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.
Сам Великорецкий образ Святителя Николая заслуживает отдельного рассказа. Сейчас бы сказали, что это была икона государственного значения. Вот только один факт. По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая.
Пожалуй, самым удивительным в Великорецком крестном ходе является то, как свято исполняется обет, данный более шестисот лет назад. Каждый год, паломники проходят более 150-ти километров, чтобы поклониться месту явления чудотворной иконы. Вот это и есть и связь времен, и духовные скрепы, о которых сейчас так много говорится…
Вчера и сегодня Тот же. Екатерина Каштанова
Мне не раз приходилось слышать мысль, что наши сегодняшние духовные труды совсем малы по сравнению с подвигами христиан первых веков или даже начала 20-го века. У отцов Церкви я читала, что в последние времена не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней.
В таком случае, мне думалось, что и награда должна быть меньше, раз меньше подвиг. Но однажды я прочитала в Священном писании слова, которые меня и потрясли, и тронули до слез.
«Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» — восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера, и сегодня, и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам.
Оказывается, Господь любит нас, как любил первых подвижников. А я ведь всегда это чувствовала!
Мне было неловко за те малые действия, которые я совершаю ради собственного спасения. И в момент уныния, Господь стал утешать меня. Такие, казалось бы, мелочи, но важные лично для меня.
Мне казалось, что я уже опоздала на автобус, а выяснилось, что изменилось расписание, и он меня дождался. Господь видел, каким был насыщенный день, как я устала и сделал мне такой маленький бытовой подарок.
В компании рассказывают какую-то историю и она становится ответом на мои внутренние поиски. Именно когда это нужно. Кто все эти жизненные нити видит и соединяет?
А еще Господь дает мне сил сдержаться и не сказать кому-то злого слова. Делает так, что на улице мяукает кошка и я просыпаюсь на службу в храм без опозданий.
Для меня все это не про мистицизм. А про то, что через подобные мелкие проявления заботы я чувствую полноту Божьей любви. Умом понимаю, что Его любовь безгранична, но по-человечьи чувствую вот в таких маленьких деталях.
И я сделала для себя вывод, что не нужно унывать, что мне не по силам великие подвиги. Нужно стараться делать все, что тебе по силам, чтобы идти к любящему Отцу Небесному. И он примет и малое делание. Не даром говорится, что Бог и намерения целует!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Быть плохой. Екатерина Каштанова
Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас думают окружающие. Ну вот это:
— А что же скажут люди? Как я буду выглядеть в их глазах?
Мне всегда хотелось одобрения. Ведь я себя считала хорошим человеком. Но однажды произошла история, которая поменяла мой взгляд на этот вопрос.
Мы дружили с одним человеком много лет. Вместе проходили повороты жизни. Да, конечно, возникали и ссоры, и разногласия, но по-христиански мы это преодолевали. Ведь у нас есть прощение и снисхождение к недостаткам друг друга по заповеди Христа «носить бремена друг друга».
Но в какой-то момент жизни мы не поняли друг друга. Произошел конфликт. И мой добрый друг стал видеть меня злой. Он требовал заботы и любви, которые я не в состоянии была дать. Мои обстоятельства оказались так сложны, что я сама нуждалась в опоре вместо несения другого.
Не буду даваться в подробности. Тут главное, что я оказалась плохой для моего друга. А потом я увидела осуждающие взгляды наших общих знакомых.
Сначала мне это причинило боль. Ведь тут и гордыня оказалась задетой, и воспаленному тщеславию было место. Как это так, я такая хорошая, а меня осуждают? А потом я поняла. Нет, не надо людям ничего доказывать. Ведь излагая свой взгляд на конфликт, я уподоблюсь Хаму — открою грех другого человека. Уж лучше потерпеть осуждение. И, возможно даже клевету. Понести все это как лекарство.
В конфликте как правило есть доля вины каждой из сторон. Вот за свою долю вины я и решила не сопротивляясь понести боль от укоризненных взглядов окружающих. Я позволила себе быть плохой для кого-то. А подлинную долю моей вины знает лишь Господь. И со временем все расставит по местам. А я буду молиться, чтобы каждый увидел свой грех.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение