У большинства наших соотечественников греческий городок Кастория ассоциируется исключительно с шубами. Ну а как же иначе – ведь именно в Касторию направляются многочисленные россиянки, чтобы приобрести себе там шубу по душе.
Коммерческая слава сыграла с Касторией злую шутку. Шуботуристы либо не хотят, либо просто не имеют времени знакомиться с историческим наследием этого города. Поверьте, они совершают серьезную ошибку. Кастория – очень древний город с богатой античной и христианской историей. Например, в городе находятся православные храмы, возраст которых составляет несколько веков.
Одной из традиций, которая столетиями соблюдается в Кастории, является зимний карнавал - Рагуцарья. Сегодня он проходит в городе в течение трех дней. Начинается карнавал в праздник Крещения Господня, 5 января по новому календарю. В этот день жители города отправляются в храм на богослужение, после которого согласно церковной традиции происходит освящение воды.
Кастория стоит на берегу озера Орестиада. Именно на берегу этого водоема и происходит главная церемония по освящению воды. Епископ трижды с молитвой забрасывает в озеро деревянный крест. После третьего броска за крестом устремляются пловцы. Поймавший крест первым считается в Кастории героем дня. По окончании обряда освящения воды в городе начинается самый настоящий карнавал.
Название Рагуцарья переводится с греческого языка как «нищие». Дело в том, что в давние времена жители Кастории для участия в карнавале переодевались нищими. Причина проста. Нищий не связан никакими обязательствами. Он может вести себя как угодно – ведь ему нечего уже терять. Потому карнавал в Кастории всегда славился своим размахом.
В «Рагуцарье» принимают участие все местные жители Касторья, но также и посетители города, находящиеся там в эти дни. И стар, и млад выходят на городские улицы, отмечая карнавальные дни танцем, песнями, шутками и, конечно же, прекрасным греческим вином! Помимо этого, в карнавале принимают участие многие духовые оркестры, что придает празднику неповторимый колорит.
Традиционно “Рагуцарья” делится на три периода по числу дней. В первый день, как уже было сказано, все участники ждут обряда освящения воды в озере, чтобы по его окончании начать веселиться. Центром гуляний первого дня является городская площадь Омония.
Особенностью второго дня Рагуцарьи является то, что участники карнавала в своих красочных костюмах начинают обходить городские дома, прося милостыню. Тем самым полностью оправдывая название карнавала.
Наконец. Третий день – время для грандиозного карнавального шествия от окраин Кастории к ее центру. Целые колесницы и многочисленные участники, одетые в разнообразнейшие яркие и удивительно красочные карнавальные костюмы, под сопровождение духовых оркестров, начинают шествие от муниципалитета Касторья и доходят до площади Омония.
В последнее время в Кастории появился обычай создавать жюри, которое определяет лучший карнавальный костюм на Рагуцарье. Победитель объявляется королем карнавала. О нем пишет потом местная пресса. Газеты публикуют и его собственные фотографии, и фотографии его карнавального костюма.
Вот так широко и радостно жители Кастории уже веками встречают праздник Крещения Господня. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о Рагуцарье – традиционном зимнем карнавале в греческом городе Кастория.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.