Гримёрная актрисы Прасковьи Орловой утопала в цветах, присланных благодарными поклонниками её таланта. Давали «Гамлета», и все три с половиной часа зрители сидели, затаив дыхание. А когда спектакль закончился, ещё долго не отпускали актёров со сцены.
Девяти лет от роду Пашенька была отдана в Московское театральное училище, а в тринадцать уже блистала на сцене вместе с такими мэтрами, как Щепкин и Мочалов. Это о ней после премьеры «Гамлета» газеты восторженно писали: «Лучшей Офелии не только московская, но и вообще русская сцена не помнит».
Прасковья Ивановна своим успехом не гордилась, «звёздная» заносчивость и надменность были ей незнакомы. Актрисе нравилось своим искусством дарить людям радость. И всё же она часто задумывалась о том, что одного этого недостаточно. Родившись в семье бывшего крепостного актёра, она не понаслышке знала, сколько вокруг нуждающихся, бедных и голодных, которым требуется вовсе не её феерическая игра на сцене, а живое участие в их судьбе, кусок хлеба, наконец…
В тысяча восемьсот пятьдесят третьем началась Крымская война. Орлова с замиранием сердца следила за военными сводками и едва сдерживалась от слёз, читая о раненых, для ухода за которыми в крымских госпиталях не хватало людей. Оставаться сторонним наблюдателем актриса не могла. Посвятив в свои планы лишь родного брата, вскоре она под вымышленным именем уехала в Севастополь. Прощаясь на перроне, брат спросил Прасковью Ивановну:
- Ты, сестрица, как актриса, надеешься своим поступком произвести эффект?
- Если во мне есть желание произвести эффект, то пусть Бог меня там же, посреди болезней и смертей, накажет за это – взволнованно ответила Орлова.
Три месяца, в самый разгар осады Севастополя, Прасковья Ивановна самоотверженно ухаживала за тяжелоранеными солдатами. В Москве о героическом поступке актрисы узнали лишь несколько месяцев спустя после её возвращения. Особым императорским указом Орлова была награждена воинской медалью «За храбрость».
После Крыма Прасковья Ивановна уже не могла жить, как прежде. И хотя она продолжала со сцены радовать театральную публику, мысли её были устремлены к нечастным и страждущим. В это время к актрисе посватался Фёдор Кондратьевич Савин – ОстАшковский городской голова, владеющий миллионными капиталами. Орлова приняла его предложение. Через несколько месяцев они обвенчались, и любимица театральной Москвы навсегда уехала в Осташков.
Там Прасковья Ивановна, ставшая по мужу Орловой-Савиной, сразу же включилась в работу местного Народного театра. Она помогала непрофессиональным актёрам, давая уроки сценического мастерства. «Могу смело сказать, что делала чудеса, вырабатывая из кузнецов и сапожников Чацких и Хлестаковых», - писала Прасковья Ивановна в своих мемуарах. С её приездом театр стал устраивать благотворительные спектакли. Личное участие Орловой-Савиной неизменно приносило крупные сборы, которые расходовались на тех, кому нужна была помощь.
Прасковья Ивановна открыла в городе первую столовую для бедных, и не только полностью содержала её, но и раз в неделю приходила туда, чтобы раздавать пищу нуждающимся. Вместе с супругом она устроила в Осташкове Дом милосердия, основала сиротский приют, богадельню и ремесленную школу.
В тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году в Знаменском женском монастыре, прихожанкой которого была глубоко верующая с детских лет Прасковья Ивановна, случился страшный пожар. Сгорела бОльшая часть монастырских строений, монахини остались без крова. Орлова-Савина приютила их в своём большом доме до тех пор, пока на их с супругом средства монастырь не был полностью восстановлен.
Два века не стёрли из людской памяти образ прекрасной актрисы, высоконравственной женщины и милосердной благотворительницы. В Осташкове, в бывшем Доме милосердия, открытом Прасковьей Ивановной, сегодня располагается детский сад. «Продолжает служить людям Орлова-Савина» - повторяют современные жители Осташкова.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема