Семья – основа общества, залог его здоровья и процветания. А чтобы она получилась крепкой и настоящей, нужно, чтобы у супругов обязательно были общие цели. Так ещё в ранней молодости решил Владимир Вернадский. В его семье так и вышло. Супруга учёного стала для него и бесценным другом, и верным помощником.
Владимиру – студенту петербургского университета было 23 года, когда он понял, какую хочет создать семью и написал об этом в письме своей невесте Наташе Старицкой. До встречи с Наташей, Володя думал, что никогда не женится, но после знакомства планы изменились. Правда, на предложение руки и сердца девушка ответила отказом. Наташа любила Володю, но была старше на два года и стеснялась этого. Четыре месяца она боролась с собой, а потом победила любовь. Через год после свадьбы у Вернадских родился сын Георгий. Роды подорвали здоровье Наташи и её отправили лечиться в Италию. По возвращении домой семья перебралась в Москву. Владимир делал блестящую научную карьеру. Но защита диссертации не обрадовала его так сильно, как рождение дочери Нины.
Вернадские – состоятельные люди, жили скромно и дружно. Как говорил Владимир: «душа в душу и мысль в мысль».
Наталья Егоровна, в совершенстве владея европейскими языками, переводила, корректировала и печатала все работы супруга: статьи, выступления, книги. Сама учила мужа английскому и французскому. Дочь Нина писала о маме: «Если бы не она, кто знает, достиг ли бы отец того, что он достиг? Она была его гением, его хранителем и его совестью».
Вернадский почти не бывал дома: работа занимала всё его время. Он даже шутил, что не успел заметить, как выросли дети. И всё же отношения с ними у него были прекрасными. Особенно с Ниной, которую отец называл маленьким нежным существом. Владимир Иванович, выросший на Украине и любивший её, писал о Георгии и Нине: «Дети вышли разные, очень дружные, но сын – православный и русский без всяких украинских симпатий, а дочка – украинка, в этой области душевно близкая мне». Когда Нина родила дочь, Вернадский с радостью говорил: «Я теперь спокоен: мой род продолжен».
А основания беспокоиться были. После революции Вернадских могли уничтожить. Они много лет переезжали из города в город, чтобы избежать арестов. В один из таких вынужденных вояжей Владимир Иванович заболел тифом. Месяц Наталья Егоровна выхаживала мужа. И смерть отступила. Потом супруге пришлось вытаскивать Вернадского из тюрьмы. Его арестовали, но в камере продержали всего два дня. Наталья Егоровна в отчаянных попытках спасти мужа дошла до Ленина. И Владимира Ивановича освободили.
Он был учёным с мировым именем и мог избежать ужасов революции, эмигрировав в Европу. Друзья устроили ему командировку во Францию, Вернадский с семьёй уехал и стал преподавателем Сорбонны. Все были уверены: в Россию он не вернётся. А он вернулся. С женой, в глазах которой были и упрёк, и понимание, но без детей. Они решились на эмиграцию.
Вернадские поселились в Ленинграде. В самые страшные годы репрессий Владимир Иванович не боялся заступаться за своих арестованных коллег. Он писал Берии письма, в которых требовал, чтобы ему дали адреса арестованных друзей. Требовал от начальников лагерей улучшения условий для заключённых. И никогда Нина Егоровна не упрекнула мужа в том, что он рискует не только собой. Напротив, она настаивала на том, чтобы Владимир Иванович, если он чувствует свою правоту, всегда шёл до конца. Компромиссов с совестью Вернадские не признавали.
Нина Егоровна умерла в 1943 году. Всегда она была бесконечно скромной, даже фотографироваться не любила. Всегда уходила на второй план, оставляя первый для мужа. Уже умирая, она беспокоилась только о его здоровье. Вернадский прожил без супруги всего два года. Одну из своих последних работ учёный посвятил жене - необыкновенной женщине, громадной силы духа и любви, которую он сумел сделать счастливой.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема