Время от времени мы слышим о страшных, бессмысленных злодеяниях террористов. Кто-то взорвал себя в пакистанской Церкви, полной молящихся, кто-то — на рынке.
Эти злодеяния поражает своей чудовищностью и полной бессмысленностью — жертвы ничем не угрожали злодеям и не нанесли им никакой обиды. Злодеи даже не могли получить никакой выгоды от своего преступления. Чистое, беспримесное, демоническое зло. Но как его видят те, кто его творят? Этот вопрос кажется почти кощунственным — они же убийцы, безумные фанатики... Но самое пугающее в этом случае то, что они — люди, как и все остальные. И они усматривают серьёзные, уважительные причины своему поведению. В своих-то глазах они вовсе не безумны.
Они уверены в том, что ведут справедливую борьбу. Что это они — жертвы обиды и несправедливости. Что они отражают агрессию. Что они сражаются за Бога и свой народ и идут при этом на великие лишения и страдания. И они действительно отдают свои жизни — бомбисты, во всяком случае, отдали. Они уверены, что, хотя Всевышний, конечно, запретил убивать невинных людей, люди, которых они убивают, виновны, а если кто невинный и попадётся — то что же теперь, и за Правду не бороться?
Хотя это люди совершенно другой культуры, в ходе их мыслей нет ничего принципиально иного, люди везде оправдывают свои злодеяния примерно одинаково. У них всегда есть серьёзные причины. Враги первые начали и вообще они ещё хуже. Если не дать врагам отпора, произойдёт что-то ужасное. Жертвы — плохие люди, которые полностью заслужили свою участь. Но при этом за их смерть несет ответственность кто-то другой.
Когда мы смотрим со стороны на этих абсолютно чужих нам террористов, мы понимаем, что все их отговорки, все их попытки как-то оправдать, даже героизировать свои действия — нелепость, выдающая крайнее безумие.
Но когда речь заходит о каком-то конфликте, где мы сами симпатизируем одной из сторон, оказывается, что в пользу кровопролития, которое творят те или другие «наши», можно привести массу самых убедительных доводов. По крайней мере, убедительных в наших глазах. Как у террористов есть убедительные в их глазах доводы.
Но в глазах посторонних эти доводы будут выглядеть таким же бредом. Как и в глазах Бога.
Бог дал нам заповедь «не убий». И Он дал нам, чтобы мы ее соблюдали — а не для того, чтобы мы находили убедительные причины ее нарушить.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема