Украшая и перестраивая свой стольный город, Иоанн Васильевич, разумеется, продолжал ревностно свое великое служение Родине и на всех других поприщах.
Вместе с полным подчинением Москве Новгорода, ему пришлось окончательно подчинить себе и Новгородских выходцев — непокорных Вятчан, которые, пользуясь своей отдаленностью, мало признавали свою принадлежность к общему всем Русским людям отечеству; мало того, они стали держать прямо сторону Казани против Москвы. Конечно, это уже была явная измена и Православию и Родине. Митрополит два раза писал Вятчанам увещательные грамоты… Но митрополичьи грамоты не помогли, и, в 1489 году, великий князь послал против Вятчан шестидесятичетырехтысячную рать под начальством князя Даниила Щени и Григория Морозова. Это подействовало: как только Московские полки подступили к городу Хлынову, большие люди Вятской Земли вышли им бить челом — просить мира и покорились великому князю на всей его воле.
Долгое время продолжались добрые отношения у Иоанна Васильевича… с его шурином — Тверским князем Михаилом Борисовичем... Однако, в 1485 году, вероятно вследствие зависти Михаила к Москве, он стал держать дружбу с Казимиром Литовским и женился на его внучке, причем заключил с ним договор, по которому оба они обязывались помогать друг другу при всех обстоятельствах.
Этот договор был, разумеется, прямой изменою Москве. Узнав о нем, Иоанн тотчас же объявил Твери войну, и рать его вторглась в ее область. Так как помощь от Казимира не являлась, то Михаил стал просить о мире, который Иоанн не замедлил ему дать.
Скоро после этого, многие Тверские бояре начали переезжать к великому князю Московскому; конечно, этим не мог быть доволен Михаил; он завел опять тайные сношения с Литвой, но гонец его был перехвачен и грамота к Казимиру доставлена в Москву.
Тогда Иоанн вновь собрал войско и 8 сентября 1486 года обложил Тверь ... 10-го числа были зажжены посады, а 11-го приехали в Московский стан все Тверские бояре и били челом Иоанну; Михаил же Тверской бежал на Литву. При этих обстоятельствах, Иоанн присоединил Тверь к своим владениями и посадил в ней своего сына Ивана Молодого, причем, по-видимому, обошелся очень сурово с Тверскими боярами, предавшими своего князя, так как главного из них, — князя Михаила Холмского, он послал в заточение в Вологду, за то, что, поцеловавши крест своему князю Михаилу, он отступил от него; «не хорошо верить тому, кто Богу лжет», — сказал при этом Государь.
Кроме Твери, при Иоанне Васильевиче были окончательно присоединены княжества Ярославское и Ростовское, владельцы которых уступили их за деньги Москве. Наконец, при Иоанне же был присоединен и Верейский удел...
Немало огорчений пришлось перенести Иоанну Васильевичу и от своих родных братьев; старший из них, Юрий, умер в 1473 году бездетным, причем в завещании ни слова не сказал о своем уделе — Дмитрове, Можайске и Серпухове. Иоанн присоединил его к Московским владениям, что, конечно, вполне совпадало с высшими государственными потребностями. Но на это обиделись остальные три брата: Андрей Большой, Борис и Андрей Меньшой; недовольна была и старая великая княгиня, инокиня Марфа; Иоанн уступил матери и братьям, и дал последним несколько городов, однако, не из удела умершего Юрия, и обязал их иметь, в случае своей смерти, сына своего Ивана Молодого — старшим братом и не искать под ним великого княжения. Братья не были довольны этим договором, но должны были смириться, выжидая более благоприятных обстоятельств.
Между тем … Иоанн искусно и деятельно вел свои дела по отношению к соседям. Казимир, король Польский и великий князь Литовский, был, конечно, самым злейшим врагом Москвы и охотно делал все от него зависящее, чтобы нанести ей возможно более вреда. К счастию для нас, он не обладал для этого достаточной силой, и главным образом потому, что не имел большой власти в своих собственных владениях; когда в 1470 году он прибыл на сейм, собранный в Петрокове, и требовал денежного вспоможения. Польские паны ему отвечали: «Ты нам о денежном вспоможении не говори до тех пор, пока не выдашь нам подтверждения прав и не означишь верно в грамоте, какие области принадлежат Польше и какие Литве».
Разумеется, при таких условиях, когда все отношения подданных к государю основываются на их правах, Казимиру немыслимо было вести борьбу с Московским Государством.
Но если Казимиру была не под силу открытая борьба с Москвой, то он всюду, где мог, действовал против нее исподтишка, своими злыми кознями. Он, как мы видели, возбуждал против Москвы Новгород и Тверь, и несомненно пытался входить в сношения с младшими братьями Иоанна; наконец, он всеми способами старался наводить на Москву Татар, которые, как мы знаем, были разделены на несколько отдельных Орд, из коих главными были: Золотая, Крымская и Казанская.
Между ханом Золотой орды — Ахматом и ханом Крымских Татар — Менгли-Гиреем шла смертельная вражда. Иоанн Васильевич очень искусно воспользовался ею и сумел приобрести себе в умном и предприимчивом Менгли-Гирее Крымском верного союзника на всю свою жизнь, который помогал нам не только своими действиями против Ахмата, но также и своими набегами на Литву. Казимир пытался несколько раз, но напрасно, привлечь на свою сторону Менгли-Гирея. По отношению же хана Золотой орды Ахмата и Ибрагима Казанского происки Казимира против Москвы имели больше успеха.
В 1478 году, когда Иоанн окончательно привел под свою державу Новгород, в Казань пришло ложное известие, что он потерпел поражение от Новгородцев и сам ... убежал раненый. Хан Ибрагим воспользовался этим, собрал рать и вторгся в Московские владения; когда же к нему пришла справедливая весть об успехах Иоанновых под Новгородом, то он отдал приказ своему войску немедленно вернуться назад, причем оно исполнило этот приказ так ревностно, что побежало, бросивши даже пищу в котлах.
Чтобы наказать его, Иоанн послал свои войска к самой Казани, и Ибрагим должен был заключить мир по всей его воле. Скоро затем Ибрагим умер, оставив двух сыновей от разных жен... В Казани ... началась между братьями усобица, и младший — Магмет-Аминь, — лично прибыл в Москву просить содействия против Алегама. Иоанн принял его сторону и в 1487 году послал на Казань большую рать ..., овладев гордом, посадили в нем Магмет-Аминя; Алегам же был послан в заточение в Вологду. Этим Казань была приведена в полную зависимость от Москвы.
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Памяти Ефрема Никифоровича Сивохина. Казанский женский монастырь. Вышний Волочек
В городе Вышний Волочек есть замечательное место — Казанский женский монастырь. Он был основан на месте явления чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери. Перед революцией обитель насчитывала более 700 насельниц, здесь был приют на 250 девочек, богадельня, школа. Сестры трудились на многих послушаниях, в мастерских. В центре обители был построен огромный Казанский Собор необычайной красоты и величия. А рядом, храм в честь Андрониковской иконы Пресвятой Богородицы, единственный в мире. Все это стало возможным, благодаря щедрым, любящим Бога, людям, упокоившимся в этом монастыре. Ефрем Никифорович Сивохин, купец 1-й гильдии, статский советник, потомственный почетный гражданин и кавалер Санкт-Петербурга, член-учредитель Императорского Православного Палестинского общества — он был строителем Казанского Собора, устроителем многих корпусов в обители, подарил монастырю чудотворную Андроникову икону и, по его словам: «все был готов отдать Царице Небесной!».
Потомки Ефрема Никифоровича и его супруги, Неониллы Афанасьевны, священнослужители из всех тех мест, которым благотворил Сивохин, прихожане храмов, созданных его участием, приехали в Вышний Волочек на конференцию, посвященную 200-летию со Дня его Рождения. Об этом великом благотворителе наша программа.












Все выпуски программы Места и люди
Псалом 38. Богослужебные чтения

Может ли верующий человек стремиться в своей жизни к успеху? Например, целенаправленно добиваться профессионального роста? Двигаться по карьерной лестнице? Не противно ли это воле Бога? Свой ответ на эти вопросы предлагает 38-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце моё во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
Царь Давид был одним из могущественнейших владык древнего Ближнего Востока. Он создал сильную армию, усмирил и покорил окружающие Израиль враждебные племена, расширил границы страны, обогатил казну, сплотил еврейский народ, укрепил веру в Единого Бога. Он пользовался любовью и уважением своих близких и простых людей. А ведь когда-то он был обыкновенным пастухом. Согласитесь, просто головокружительная карьера. Многие, кто стремится к успеху, могут только мечтать о такой.
Тот псалом, который мы сегодня услышали, указывает нам на то, какова была цена этого величия. Мы узнаём, что Давид был в состоянии постоянной сосредоточенности на Боге и на Его заповедях. «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим». Он тщательно наблюдал за собой во всех ситуациях жизни. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, поддаться негативным чувствам вполне естественно. Например, во время суда над нечестивыми. Однако Давид говорит: «буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною». То есть даже в том случае, если говорю с явным беззаконником, который не имеет права на достойное общение, буду вести себя по-человечески. О том, как внимателен был царь к своей внутренней жизни, свидетельствуют слова: «Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром».
Мы знаем, что люди, которые контролируют свои эмоции, мысли, слова и поступки, действительно могут добиться в этой жизни многого. Но многие это делают именно ради карьерного успеха. Давид же совершает внутреннюю работу не ради удовлетворения собственных амбиций. Из псалма мы узнаём, что им движет чувство, что всё в этой жизни тщета, то есть суета. Поэтому он пишет: «совершенная суета — всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то». Это не означает, что Давид унылый скептик и пессимист, которому всё наскучило. Просто он очень остро ощущает, что может дать осознанная связь с Богом. На фоне этого благодатного опыта общения с Творцом все земные удовольствия и радости для него — словно пожухлая трава.
А потому и все мысли Давида лишь о том, как ещё раз пережить эту радость богообщения. Как сделать её постоянным достоянием своего сердца. Отсюда такое усердие искать волю Бога, тщательно исполнять Его заповеди и беречь себя от греха. Со всей силой это подчёркивает последний стих псалма. Давид говорит Богу: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Славянский текст передаёт эту мысль точнее: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду». «Отступи», то есть «ослабь». Давид ощущает огромное напряжение от внутреннего подвига. Он просит Бога, чтобы Он облегчил эту ношу и дал, наконец, то, зачем Давид так усердно трудится. Дал бы ему благодать, чтобы он ушёл из этой жизни в мире и душевном покое.
Вот она формула успеха. Мы не знаем, хотел Давид сделать карьеру при дворе или нет. Целенаправленно он шёл к престолу или так сложились обстоятельства. Одно мы знаем точно — сильнее всего у него было желание служить Творцу. И Господь дал ему такую возможность. За внимательное исполнение заповедей Он в полноте раскрыл таланты Давида. Он поставил его на то место, где он смог быть максимально полезен и Богу, и людям. Именно благодаря Давиду в этот мир пришёл Христос. Однако самое важное — Бог исполнил главное желание царя. Он дал его сердцу мир и покой, и сделал его участником Своего Небесного Царства.
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)