Второе послание апостола Павла к Тимофею. Глава 4, стихи 5-8.
Одним из самых выдающихся христианских святых первого века был, конечно же, апостол Павел. Жизнь Павла была плодотворной и насыщенной, но не лишенной трудностей и переживаний. Дело в том, что апостол Павел первоначально не только не был проповедником христианства, но даже являлся гонителем учеников Спасителя. В те годы его звали не Павлом, а Савлом. Савл был большим знатоком иудейской религиозности, приходился учеником Гамалиилу, известному еврейскому мудрецу. Савл лютой ненавистью ненавидел Христа и христиан и даже принял участие в казни первого христианского мученика – святого диакона Стефана. Когда Стефана побивали камнями, Савл стерег одежды палачей, которые они сбросили ради удобства. После этих событий Савл отправился в Дамаск, где хотел уже сам возглавить гонения на христиан. Но на дороге в Дамаск с Савлом произошло чудо - ему явился Христос, Который превратил гонителя Савла в великого апостола Павла. Необходимо отметить, что «Павел» не имя, а прозвище, которое переводится с греческого языка как "маленький" или "меньший". Прозвище "Павел" обозначило место нового апостола среди прочих учеников Христа - Павел последним вошел в состав апостольской общины и, соответственно, приходился им как бы меньшим братом. Впрочем, впоследствии случилось так, что "меньший" апостол потрудился больше некоторых старших учеников Христа. В течение своей жизни апостол Павел совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по городам Римской империи, написал, как минимум, четырнадцать посланий. Последним по времени является второе послание к Тимофею, епископу, то есть руководителю христианской общины Эфеса. Второе послание к Тимофею было составлено Павлом в 67 году за несколько дней или неделей до смерти. Отрывок из Второго послания к Тимофею читается сегодня утром во время богослужения.
Сын мой Тимофей, 4:5 будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. 4:6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 4:7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 4:8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Во Втором послании к Тимофею апостол Павел подводит итог своей жизни. Он прямо говорит, что ощущает себя жертвой, которую вот уже должны принести. При этом апостол не впадает в уныние и сохраняет духовную радость - все по причине того, что в течение жизни ему удалось потрудиться во благо христианской Церкви и сохранить искреннюю верность Христу, несмотря на множество препятствий. Павел, свидетельствуя о себе, призывает и Тимофея не унывать и достойно переносить все скорби. Призывает он поступать так и всех православных христиан, современных в том числе. Апостол Павел был казнен в Риме в 68 году. По приказу императора Нерона Павла обезглавили. Такой вид казни был обусловлен общественным статусом апостола, который являлся гражданином Римской империи. Вплоть до последнего вздоха Павел сохранял светлое духовное состояние, ощущая присутствие Богом рядом с собой. Пример апостола вдохновлял христиан древности, которые не отрекались от веры даже перед лицом ужасных пыток. Многим из них был уготована участь значительно более страшная, чем апостолу Павлу. Например, по приказу упомянутого уже Нерона из христиан делали живые факелы, которые по вечерам освещали парк при дворце императора. Но несмотря на все гонения и пытки, многие из последователей Христа остались верны своему Спасителю. Пример апостола Павла, пример древних учеников Иисуса Христа, безусловно, вдохновляет многих современных православных христиан, которые, несмотря на различные испытания, также остаются верны Богу, как и их собратья по вере из первого века.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











