Есть такой популярный голливудский фильм, «Проповедник с пулеметом». Человек приезжает в Африку вроде бы проповедовать Христа и служить людям, но там затяжная гражданская война, и он решает помочь хорошим людям, поубивав плохих. Он не собирается вникать ни в причины конфликта, ни в то, как можно было бы двигаться к миру — ему и так ясно, кто плохой и кого надо убить.
Это нам очень знакомо. Как сказал советский поэт Станислав Куняев,
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Но Евангелие не предлагает образа «добра с кулаками». Господь Иисус, Апостолы терпят насилие, но не чинят его. Христос — это не «добро с кулаками». И не «проповедник с пулеметом». Евангелие требует от христиан качеств, которые трудно назвать бойцовскими — терпения, смирения, любви, прощения… Не случайно революционеров и других людей насилия оно так раздражало. Христианин призван прощать врагов и молиться за них. Из Евангелия этого никак не выкинешь.
Да, Библия наделяет государство правом и обязанностью носить меч — и, при необходимости, пускать его в ход ради обуздания злодеев — но мне и Вам, как частным лицам, не состоящим на воинской или полицейской службе, меча не полагается.
Но иногда так хочется подраться за правое дело…. В самом деле, как же можно сокрушить мировое зло, если следовать Евангелию?
Дело в том, что слово Божие не вменяет христианам в обязанность сокрушать Мировое Зло. Поэтому сам вопрос «а как же разбить Мировое Зло, если тщательно придерживаться заповедей» есть признак недоразумения. На Церковь не возложено такой обязанности. Отделять плевелы от пшениц и ввергать их в огонь — не наше дело. Это дело суда Божия. На нас возложена обязанность свидетельствовать об Истине и хранить заповеди. А Мировому Злу наносит поражение Господь, а не мы.
А Господь действует через людей, тщательно хранящих заповеди. Зло терпит поражение, дьявол, скуля и воя, выбрасывается вон, не когда с кого-то «шерсть летит клоками», а когда грешники приходят к покаянию, а праведники возрастают в добре. Господь ищет не уничтожения плохих людей, а их спасения. «ибо Сын Человеческий — говорит Евангелие — пришел не губить души человеческие, а спасать».
Стойкое послушание Богу — это подвиг, и православная традиция так и называет христианских аскетов — подвижниками. Это трудно — намного труднее, чем махать кулаками. Но именно так обретается победа — когда напуганные и озлобленные грешники видят в христианах кротость и милость Господа, и обращаются от тьмы — к свету и от власти сатаны — к Богу.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема