Судьба библейского праведника Иосифа, описанная в Книге Бытия, полна драматических поворотов. Любимый сын Иакова, он был продан братьями из зависти в плен купцам-измаильтянам, которые вели свои караваны в Египет. На чужбине юноша по ложному навету оказался в темнице. Там же отбывал наказание главный виночерпий фараона, попавший в немилость к своему господину. Переживая о своей участи, египтянин поведал участливому чужестранцу сон. Он видел виноградную лозу с тремя ветвями, которая на глазах выросла, расцвела и стала плодоносить. Ягоды стремительно созрели, виночерпий сорвал их и выжал сок в чашу фараона. Иосиф, у которого был от Бога дар растолковывать сны, утешил египтянина тем, что сновидение его предвещает добрые перемены – через три дня виночерпий вновь будет служить фараону своим ремеслом.
Предсказание праведника сбылось слово в слово. Когда же через два года странный сон обеспокоил самого египетского царя, виночерпий вспомнил премудрого раба-иудея, томящегося в темнице, и посоветовал господину обратиться за толкованиемименно к нему. Иосиф помог и фараону вынести урок из сновидения, и с этого момента жизнь его изменилась. Как повествует Священное Писание, вскоре царь поставил иудейского праведника начальником над всею землей египетской.
В девятнадцатом веке профессор Оксфордского университета Джордж Роулинсон подверг сомнению этот рассказ пророка Моисея о праведном Иосифе. Скепсис вызвало уже то, что в повествовании упоминался виночерпий, и описывалось произрастание виноградной лозы. Ссылаясь на Геродота, как основателя древней истории, доктор Роулинсон утверждал, что египтяне стали выращивать виноград и производить вино лишь в шестом веке до Рождества Христова, во время царствования фараона Псамметиха, то есть, спустя много столетий после кончины Иосифа. Однако в середине двадцатого века ректор Австралийского института археологии Клиффорд Уилсон взял на себя труд собрать доказательства, что точка зрения английского коллеги была ошибочной.
Комментарий эксперта:
Профессор Уилсон призвал научную общественность обратить внимание на результаты предпринятых в конце девятнадцатого века исследований уникальной ступенчатой пирамиды фараона Джосера – самой древней египетской усыпальницы. Этот сложный архитектурный комплекс размерами девять на двенадцать метров в ширину и двадцать семь в высоту подарил ученым множество находок. Так, при раскопках были обнаружены фрагменты статуи фараона, на подножии которой упомянут «Имхотеп - первый после царя в Египте, наследник Бога, строитель, архитектор». В длинном списке титулов этого исторического персонажа есть и такой:«человек, добившийся своего положения собственными силами». Для Египта это было уникальным, обычно премьер-министром фараона был его сын, или другой ближайший родственник. Подобный исключительный случай, когда человек неимператорской фамилии получил от фараона власть, описан только в библейской книге Бытия – и человеком этим был Иосиф. Это позволило ученым предположить, что Иосиф и Имхотеп – это одно и то же лицо!
На внутренних стенах пирамиды были также обнаружены рисунки, запечатлевшие повседневную жизнь древних египтян. Здесь можно увидеть изображения корабельщиков, пастухов, камнетесов. А среди прочих занятий отражено выращивание винограда и его давление для производства вина!
Версия, что Имхотеп и Иосиф – это один и тот же человек, является только смелым предположением. Многие ученые склоняются к тому, что библейский праведник жил позднее талантливого египетского самородка. Тем не менее, рисунки в пирамиде Джосера наглядно показывают, что египтянам еще в третьем тысячелетии до Рождества Христова было известно винодельческое ремесло. К тому же профессор Клиффорд Уилсон приводит в своем исследовании и другие, чуть более поздние свидетельства этого факта.
Комментарий эксперта:
Сцены производства вина отражены и на стенах египетских гробниц, датированных серединой второго тысячелетия до Рождества Христова, то есть, временем, когда, вероятнее всего, Иосиф был продан в Египет. Рисунки, украшающие древние некрополи в Саккаре рассказывают о том, что египтяне давили виноград ногами.
Этот способ лишь на первый взгляд кажется примитивным. Цивилизация, владеющая технологией строительства таких сложных архитектурных конструкций, как пирамиды, без сомнения, располагала возможностями для создания специальных прессов. Однако, и современные виноделы признают, что ножное давление винограда предпочтительней механического, поскольку позволяет сохранить нераздробленными косточки, за счет чего вино получает более тонкий, деликатный вкус. Получается, что египтяне во времена праведника Иосифа не просто были знакомы с виноградной лозой, но владели тонкостями искусства виноделия.
Также нередкой находкой археологов при исследовании древнеегипетских гробниц были глиняные кувшины, просмолённые изнутри. Такой способ обработки сосудов применим для того, чтобы уберечь от порчи хранящуюся в них жидкость. Химическое исследование внутренней поверхности кувшинов выявило следы тартрата калия – то есть, винного камня, образующегося при брожении вина. Получается, что сосуды, которыми египтяне снаряжали фараонов в загробный путь, содержали именно вино, а не какой-то иной напиток.
Виноградная лоза с ягодами, виночерпий фараона – казалось бы, малозначительные детали, от которых не меняется главный смысл библейского рассказа. Однако, артефакты, добЫтые учеными, не только обогатили представления человечества о далеком прошлом, но и засвидетельствовали, что Священное писание правдиво даже в мелочах.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия