Мы видели, что уже к началу XV века, Турки овладели Балканским полуостровом и держали в осаде несчастную Византию, причем только крепкие стены Царьграда, а затем и разгром Тамерланом Баязета отсрочили на несколько десятилетий падение этой когда-то великой державы. С целью спасти себя от предстоящего ужасного порабощения Турок, Византийский император Иоанн Восьмой Палеолог, предшественники коего на протяжении многих веков были столь крепкими ревнителями Православия, решил искать сближения с папой, рассчитывая при его помощи поднять всю Западную Европу против Турок. Такого же образа мыслей держался и Царьградский патриарх Иосиф. Желание их встретило горячий отклик в лице папы Евгения Четвертого, низложенного, как раз в это время, громадным большинством голосов на Базельском соборе, причем на его место был избран другой папа (Мартин V).
Не обращая никакого внимания на свое низложение, Евгений IV поспешил собрать другой собор в Италии, в городе Ферраре, перенесенный затем во Флоренцию — для решения вопроса столь огромной важности, как соединение Греческой церкви с Латинской. На собор этот прибыл Византийский царь Иоанн Восьмой Палеолог с патриархом Иосифом, множество высшего Латинского духовенства и двадцать два представителя Православной церкви, в том числе и преданный всецело папе — митрополит всея Руси.
Кто же был этим митрополитом?
После смерти митрополита Фотия великий князь Василий Васильевич Московский, вместе со всеми другими князьями, решил поставить в митрополиты уже знакомого нам Иону, бывшего тогда епископом Рязанским, и снискавшего святостью своей жизни общую любовь и уважение, причем еще митрополит Киприан, увидя его в первый раз молодым монахом, предсказал ему в будущем этот великий сан. Однако, Святому Ионе суждено было не скоро стать... митрополитом всея Руси. Как мы знаем, назначение митрополита зависело от патриарха Царьградского.
Но, очевидно, в Царьграде, где уже замышлялась уния с папой, не мог быть по душе такой крепкий Православный человек, как Иона, а потому его встретили там известием, что митрополит для Руси уже поставлен. Это был ловкий и хитрый Грек Исидор... Поэтому, смиренный Иона должен был отправиться из Царьграда обратно в Русскую Землю вместе с Исидором, в качестве простого спутника последнего.
Прибыв в Москву, Исидор стал тотчас же собираться на собор во Флоренцию, который он выставлял, как восьмой Вселенский. Конечно, этот собор, созываемый в неправославной стране, должен был показаться подозрительным великому князю Василию, но отклонить Исидора от поездки на него он не мог. Однако, предчувствуя недоброе, великий князь, отпуская митрополита, сказал ему: «Смотри же, принеси к нам древнее благочестие, какое мы приняли от прародителя нашего Владимира, а нового, чужого не приноси; если же принесешь что-либо новое и чужое, то мы не примем».
Исидор поклялся великому князю не изменять Православию и отправился в дорогу в сентябре 1437 года.
…
Собор сразу же оказался таким, каким его себе и представлял Василий Темный. Он... задался исключительно целью подчинить папе всю Греческую церковь; самыми главными и опасными предателями в этом деле были митрополиты: наш Исидор и Виссарион Никейский.
Достойным же их противником выступил епископ Ефесский — Марк, причинивший своею твердостью огромные досады папе. Тем не менее, после долгих и жарких прений, уния, то есть союз Православной церкви и Латинской, при полном подчинении первой последней, — состоялась.
Исидор … уехал из Флоренции с великим пожалованием от папы: — он был назначен папским кардиналом.
Исидор торжественно вернулся в Москву в 1441 году, приказав нести перед собою большой Латинский «крыж» (крест) и три серебряных палицы. Прибыв в Успенский Собор, куда собралось вместе с великим князем Василием Васильевичем все боярство и высшее духовенство, он стал служить обедню по-новому: поминать ... вместо вселенского патриарха — папу, а по ее окончании велел читать грамоту о соединении церквей.
Все растерялись. «Все князи умолчаша и бояре и инии мнози…» говорит летописец.
Не растерялся только один великий князь Василий Васильевич, обыкновенно столь уступчивый. Он назвал Исидора Латинским «ересным прелестником» и лютым волком, а не пастырем, велел свести с митрополичьего стола и заключил под стражей в Чудовом монастыре.
После этого, был собран собор Русских епископов, которые, рассмотрев подробно дело, осудили Исидора. Вскоре, однако, он нашел случай бежать из своего заточения и пробраться к папе, при котором занял … приближенное место. Великий князь не преследовал его, но вновь решил возвести Иону митрополитом... и отправил об этом письмо в Царьград к патриарху, прося иметь право и впредь ставить митрополита из Русских же — собором Русских епископов.
...
Флорентийская уния не принесла никакой пользы Византийскому императору Иоанну; известие о ней было встречено в Константинополе народным бунтом, а папа дал Иоанну всего 300 воинов и несколько десятков тысяч золотых, обещая, впрочем, созвать крестовый поход. Но его уже плохо слушали в Европе, а деятельный султан Магомет Второй неослабно готовился, между тем, к завладению великим городом. Царь Иоанн не дожил до этого; Царьград пал при преемнике Иоанна — его родном брате императоре Константине.
Турки вели приступ с моря и с суши, беспрерывно в течение семи недель... 29 мая, с восходом солнца, начался страшный приступ. Турок было около 300.000 человек; из ... жителей Царьграда, вооружили только 5.000 граждан и монахов; кроме того, было 2.000 иностранных войск, под начальством храброго Генуэзского рыцаря — Джустиниани. Турки как бешеные вломились в город, после чего началась страшная резня. Император Константин сражался геройски, но наконец пал под ударами неприятеля.
Взятие Константинополя Турками поразило всю Европу. Для Русских же людей — эта потеря была так же тяжела, как поражение своей собственной Родной Земли. Слишком много связей и преданий было у нас с несчастной, некогда славной Византией...
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.