Помните сказочное чудо-юдо, рыбу-кита, что лежит посреди моря-океана и держит на себе целое поселение? Так это же СвиЯжск, город-остров в тридцати километрах от Казани, в месте слияния Волги и СвиЯги! Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, то он, точно, похож на кита, спина которого покрыта теремами и церквами.
Не Свияжск ли описал Петр Ершов в своем «Коньке-Горбунке»? К сожалению, это симпатичное предположение ошибочно. В девятнадцатом веке, когда жил писатель, этот город еще не был островом. От материка его отрЕзало водой в пятидесятых годах двадцатого столетия, после строительства Куйбышевского водохранилища. А изначально это был высокий холм на берегу. Иван Грозный разместил здесь крепость для осады Казани. Срубы для этого бастиона подготовили гораздо выше по течению, в районе Углича, и сплавили потом вниз по Волге. А когда Казань сдалась под натиском царских войск, новый город - Новгород на Свияге, или попросту Свияжск, стал жить своей жизнью, мирной и, надо полагать, благочестивой – ведь храмы в Свияжске стали возводить с момента основания города.
Так, деревянный Троицкий храм построен еще до осады Казани. Он считается древнейшей церковью не только в Казанской области, но и во всем Поволжье. Это единственное здание в Свияжске, уцелевшее со времен Ивана Грозного. В этой церкви сохранились с шестнадцатого века необычные для Поволжья деревянные скульптуры Христа и апостолов – предположительно, их вытесал некий мастер с русского севера.
Троицкая церковь была главным храмом Троице-Сергиева монастыря, основанного также в середине шестнадцатого столетия. Однако, во время реформ, которые проводила Екатерина Вторая, эту обитель упразднили. В ее зданиях разместился Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, насельницы которого остались без крова во время пожара. Сейчас это мужской монастырь, а до революции обитель была женской. К началу двадцатого века в Иоанно-Предтеченском подвизалось четыре сотни монахинь.
Еще один храм Иоанно-Предтеченской обители – каменная церквушка с небольшой колокольней, освященная в честь Сергия Радонежского. Здесь на крытой паперти сохранилась уникальная фреска: Троица с предстоящими Ей святыми - Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска, как и храм, датируется началом семнадцатого века. Изображение Троицы – точная копия иконы Андрея Рублева.
Как попасть на остров? С 2008 года его связывает с большой землей дамба с автодорогой. Мост ведет в поселок Нижние ВязовЫе, в котором находится железнодорожная станция Свияжск – здесь останавливаются многочисленные скорые поезда. Но лучше отправиться в город-остров по воде – прогулка на пароходике от Казанского речного вокзала до Свияжской пристани сделает ваше путешествие по-настоящему сказочным!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.