«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны» - так начинается шестая глава книги Бытие. Дети сынов Божиих названы исполинами, а срок дням их определён в сто двадцать лет.
Исполины и сами сыны Божии жили в одно время с Ноем - пока холодные воды Всемирного потопа не смыли в небытие прежний греховный мир. Мысли и чувства их были злом, вся жизнь их оказалась развращенной в самой великой степени.
Почему эти грешники названы сынами Божьими? Некоторые иудейские раввины считали, что речь идет о древних князьях и вельможах, которые брали в жёны девиц из низших сословий. В христианстве же существовало два наиболее распространённых объяснения этой загадки.
Комментарий эксперта:
Часть иудейских толкователей, а также ряд раннехристианских авторов – Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский – считали, что речь идёт не о людях, а об ангелах. Знаменитый еврейский историк и полководец Иосиф Флавий, живший в I веке, писал в своей книге "Иудейские древности": «Много ангелов вступило в связь с женщинами и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших всё хорошее». Сторонники этой версии ссылаются на книги-апокрифы, то есть те книги, что не вошли в число канонических. В одной из них – Книге Еноха – также говорится об ангелах, привлеченных на землю красотой земных женщин. Автор книги Еноха пишет: «Женщины родили гигантов и таким образом вся земля наполнилась кровью и нечестием». Христианский мученик и один из первых богословов Иустин Философ также не сомневался, что речь идёт об ангелах. Богослов второго века святой Ириней Лионский, почитаемый и православной и католической церквями, писал о Божьем гневе: «И во дни Ноя Он справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними».
В оригинальном тексте исполины именуются словом «нефилим» – что в переводе с еврейского означает «разрушать», «ниспровергать», «развращать». Казалось бы всё ясно: сыны Божии – падшие ангелы, а их дети от земных женщин – великаны огромного роста и силы, погрязшие в грехе. Однако более поздние христианские авторы отвергли версию об ангелах. Вот как категорично и эмоционально пишет об этом святитель Иоанн Златоуст:
«…не безумно ли говорить, будто ангелы снизошли до сожительства с женами?.. Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом…, то его дальнейшие потомки в божественном Писании названы сынами Божиими, потому что они до тех пор подражали добродетели предков; а сынами человеческими названы те, которые родились прежде Сифа, от Каина, и от него вели свой род».
Комментарий эксперта:
Версию о том, что сыны Божии – потомки благочестивого Сифа, а дочери человеческие – потомки его брата Каина, предложил во втором веке христианский историк Юлий Африкан. Позже ее поддержали такие великие христианские авторитеты как святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирин. Исполины, согласно этой точке зрения, вовсе не потомки сверхъестественных существ, а просто могучие люди. И 120 лет – не возраст их жизни, а время отсрочки перед наказанием, то есть перед Всемирным потопом. Христианские авторы исходили из учения об ангелах как о бесплотных духах. Ангелы не имеют ни тела, ни пола – они не могут иметь детей.
Обе версии существуют и поныне. Какая из них правильная? Исследователи Священного Писания считают, что на этот вопрос нет однозначного ответа. В разные времена одни и те же образы наполняются разным содержанием, следовательно, и значение их может меняться в зависимости от реалий эпохи. Для нас важно не то, кем были сыны Божии – ангелами или людьми. Важно другое: пренебрежение Божьим замыслом в угоду низменным страстям неизбежно заканчивается духовной смертью. Именно этому учит нас история о допотопных временах.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России