Во все времена святые были и есть для писателей и поэтов источником творческого вдохновения. И зачастую образ святых, живших несколько веков назад, помогал автору осмыслить современные события и найти ответы на трудные, казалось бы, неразрешимые вопросы.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Григории Двоеслове и стихотворении Максимилиана Волошина «Преосуществление».
Место действия — Рим. Время действия — 6-й век нашей эры.
ВОЛОШИН (Аверин Аркадий)
В глухую ночь шестого века,
Когда был мир и Рим простерт
Перед лицом германских орд,
И Гот теснил и грабил Грека,
И грудь земли и мрамор плит
Гудели топотом копыт,
И лишь монах, писавший «Акты
Остготских королей», следил
С высот оснеженной Соракты,
Как на равнине средь могил
Бродил огонь и клубы дыма,
И конницы взметали прах
На желтых Тибрских берегах»...
Стихотворение «Преосуществление» Максимилиан Волошин написал в Коктебеле 17 января 1918 года, когда многим стало ясно: Российская империя пала — так же, как некогда могущественный и казавшийся незыблемым Рим.
В стихотворении Волошина встречаются два не названных по имени действующих лица.
Монах, писавший «Акты Остготских королей» — готский историк 6 века Иордан. Это он с горы Соракта неподалеку от Рима наблюдает, как войска остготов под предводительством ТотИлы грабят «вечный» город, который оказался не вечен.
Второй герой назван просто «Папа». И это, несомненно, святитель Григорий Первый Великий, римский папа или, как его ещё называют — святитель Григорий Двоеслов.
Григорий был ребенком из семьи богатого римского патриция, когда остготы под предводительством Тотилы ворвались в Рим и увели из города множество пленных. Улицы и площади Рима были безлюдны. Среди разоренных домов, разбитых статуй, покрытых копотью триумфальных арок бродили голодные собаки, ослы, изгнанные из императорских парков павлины.
ВОЛОШИН (Аверин Аркадий)
И сорок дней был Рим безлюден.
Лишь зверь бродил средь улиц. Чуден
Был Вечный Град: ни огнь сглодать,
Ни варвар стены разобрать
Его чертогов не успели.
Он был велик, и пуст, и дик,
Как первозданный материк.
В молчанье вещем цепенели,
Столпившись, как безумный бред,
Его камней нагроможденья -
Все вековые отложенья
Завоеваний и побед...»
Максимилиан Волошин писал о Риме 6 века — а перед глазами у него были разоренные Петербург и Москва после большевистского переворота.
Но вовсе не случайно в этом стихотворении возникает величественная фигура святителя Григория Двоеслова, папы Римского.
Григорий, принадлежащий к знатной римской фамилии Анициев, принял монашество и устроил в своем роскошном доме в центре Рима монастырь апостола Андрея Первозванного. Он и думать не думал, что его изберут епископом Рима или римским папой.
Это было время, когда Рим находился под натиском варваров — в городе уже не работал сенат, суды, большинство государственных мужей покинули свои мраморные дворцы. Римский папа Григорий Первый, фактически, стал негласным правителем Рима и делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своих сограждан.
Из церковной казны кормил тысячи нищих, распоряжался даже войсками, охранявшими стены, от своего имени, к неудовольствию сидящего в Константинополе императора МаврИкия заключил перемирие с лангобардами.
Римский папа Григорий Первый находился рядом со своими согражданами во время страшного наводнения Тибра, эпидемии бубонной чумы и осады стен войском вандалов.
В своей проповеди в соборе Святого Петра (многие из них были записаны и сохранились с 6 века!) святитель сказал, что принял на свое попечение Церковь, когда она стала похожа на ветхое судно с пострадавшей обшивкой. Кажется, в него отовсюду проникает вода и все предвещает близкое крушение, но...
ВОЛОШИН:
И в этот безысходный час,
Когда последний свет погас
На дне молчанья и забвенья,
И древний Рим исчез во мгле,
Свершалось преосуществленье
Всемирной власти на земле...
О каком же таком преосуществении пишет Максимилиан Волошин?
В поэтической форме он, по сути, передает мысль, которую в своем знаменитом труде «История города Рима в средние века» высказывает
немецкий историк Фердинанд Грегоровиус.
«Варварство, как густое облако пыли, поднимаемое разрушающимся зданием, нависло над Римской империей»... Здание древнего и еще недавно самого могущественного на земле государства рухнуло. Но оказалось, что под его руинами есть твердый фундамент, который стал новым основанием для всей жизни Европы — Церковь».
Вот оно — то самое преосуществение, которое Максимилиан Волошин желает и для пережившей революцию Российской империи.
ВОЛОШИН:
Орлиная разжалась лапа
И выпал мир. И принял Папа
Державу и престол воздвиг.
И новый Рим процвел - велик
И необъятен, как стихия.
Так семя, дабы прорасти,
Должно истлеть...
Истлей, Россия,
И царством духа расцвети!
По преданию, свою самую известную книгу «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов» папа Григорий Первый писал в конце 593 – начале 594 года, когда Рим осаждало войско вандалов под предводительством короля Агилульфа.
«Собеседования» написаны в форме диалога, который папа Григорий ведет со своим собеседником, диаконом Петром. Потому в Древней Руси автора этой книги, папу Григория Первого стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог», или Григорием-собеседником.
Рим осаждают варвары — а папа Григорий пишет книгу о святых чудотворцах Италии, чтобы укрепить веру соотечественников и напомнить, что все в мире делается по воле Бога.
В России идет гражданская война и устанавливается новая, безбожная власть — и поэт Максимилиан Волошин пишет стихотворение «Преосуществление» напоминая всем о великой вере святителя Григория Двоеслова.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.