Образ святого в произведении литературы чаще всего возникает на основе жития или древнего предания. Но у талантливого писателя, хорошо известный, казалось бы, сюжет звучит по-новому.
Здравствуйте! С вами — писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о преподобном Герасиме Иорданском и рассказе Николая Лескова «Лев святого Герасима».
В конце 80-х годов 19 века писатель Николай Семенович Лесков взялся за пересказ книги Пролог — древнерусского сборника сказаний о святых.
Лесков переживает время религиозных исканий: увлекается учением Льва Толстого, изучает жизнь раскольников, развивает идеи некой «народной церковности». Его интересуют сюжеты из жизни первохристиан, жития святых, древние сказания. В них он находит глубокую, чуждую всякой фальши любовь к Богу.
Так появляются знаменитые лесковские «Христианские легенды». Одна из них посвящена старцу-пустыннику 5 века Герасиму Иорданскому, основавшему монастырь на берегу реки Иордан
Этот человек родился в Малой Азии, был очень богат и решил как можно разумнее распорядиться своим богатством, стал советоваться с разными людьми, как ему это лучше сделать...
Н.С. ЛЕСКОВ:
Одни говорили одно, а другие другое, но все это было Герасиму не по мыслям.
Тогда один христианин сказал ему:
— Ты хорошо сделаешь, если поступишь со своим богатством, как советует Иисус Христос: ты отпусти своих рабов на волю, а имущество раздай тем, кто страдает от бедности. Когда ты сделаешь так, ты будешь спокоен.
Герасим послушался — он сделался христианином и раздал все свое богатство бедным...»
Лучшие свои произведения Лесков написал в особой манере, которую теперь называют «лесковским сказом». Следы ее видны и в «Христианских легендах» — в напевности, доверительной, как бы разговорной интонации.
Впрочем, древнее предание о дружбе монаха Герасима со львом само по себе похоже на сказку.
Однажды святой Герасим встретил в Иорданской пустыне раненого льва. Старец не испугался хищного зверя: подошел ко льву, промыл и обвязал его рану. Благодарный лев пошел за старцем и стал жить возле монастыря. Он принимал пищу из рук старца, сопровождал Герасима, когда тот на осле возил из реки воду. Жители окрестных сел очень удивлялись, видя вместе старца, льва и осла, и спрашивали Герасима:
Н.С. ЛЕСКОВ:
— Открой нам, пожалуйста, какою ты силою это делаешь? Верно, ты не простой человек, а необыкновенный, что при тебе происходит Исаево чудо: лев лежит рядом с осликом.
А Герасим отвечал:
— Нет, я самый обыкновенный человек, и даже, признаюсь вам, что я еще очень глуп: я вот с зверями живу, а с людьми совсем жить не умел — все они на меня обиделись, и я ушел из города в пустыню.
Это ответ монаха, которому свойственно смирение и самоумаление. Но мы-то понимаем, что старец Герасим — не обыкновенный, а святой человек.
Когда-то при Сотворении мира все звери и птицы в раю слушались Адама. И если человек становится таким же светлым и свободным от греха, как до грехопадения, животные признают его своим господином. Таких примеров немало в Библии, житиях святых, древних преданиях.
Герасим Иорданский поручил льву охранять ослика. Как-то в сильную жару лев отошел в сторону от поляны и уснул. В это время мимо проходил купец с караваном верблюдов. Подумав, что осел пасется без присмотра, купец прихватил его с собой.
— А где же осел? — спросил святой Герасим, когда лев один вернулся в монастырь.
Лев, конечно, ничего не мог ответить и все стали думать, что хищный зверь все-таки съел осла. Пришлось в тот день старцу самому идти за водой к ручью.
Н.С. ЛЕСКОВ:
...Видит, лев стоит на том самом месте, где всегда становился осел, пока старец укреплял ему на спину мех с водою.
Герасим положил льву на спину мех с водою и сам на него сел и сказал:
— Неси, виноватый.
Лев и понес воду и старца, а три пришельца как увидели, что Герасим едет на льве, еще пуще дивились...
Пришли многие и стали говорить Герасиму:
— Признайся нам: ты или волшебник, или в тебе есть особливая сила, какой нет в других людях?
— Нет, — отвечал Герасим, — я совсем обыкновенный человек, и сила во мне такая же, как у вас у всех. Если вы захотите, вы все можете это сделать.
— А как же этого можно достигнуть?
— Поступайте со всеми добром да ласкою.
Через некоторое время купец, который увел осла, снова отправился с верблюдами в Иерусалим продавать пшеницу. С ними был и монастырский осёл. Возле реки лев случайно повстречался с караваном. Он сразу же узнал своего осла, и бросился к нему с таким радостным рыком, что купец и его спутники в страхе разбежались. А когда лев привел осла в монастырь...
Н.С. ЛЕСКОВ:
Все люди всплеснули руками и закричали:
— Ах, старец Герасим! Твой лев имеет удивительный разум!
— Мой лев имеет плохой разум, — отвечал, улыбаясь, старец, — он мне привел то, что мне вовсе не нужно! На этих верблюдах товары великой цены. Это огонь! Прошу вас, пусть кто-нибудь сядет на моего осла и отведет этих испуганных верблюдов на большой путь. Там, я уверен, теперь сидят их огорченные хозяева...
«Напрасно мы бранили льва, думая, что он съел нашего осла», — сказал преподобный Герасим и дал льву имя «Иордан».
Николай Лесков заканчивает свой рассказ о дружбе святого старца со львом разговором Герасима с владельцем каравана разбойником Амру — важным и поучительным. Амру поражен добротой старца Герасима и говорит...
НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ:
— Меня трепещут в городах и в пустыне — я перебил много людей, я отнял много богатств, и вдруг твой удивительный лев сразу умчал весь наш караван.
— Он зверь, и потому отнимает.
— Да, но ты нам все возвратил и прислал еще нам своего осла на придачу... Возьми от меня по крайней мере хоть один шатер и раскинь его, где хочешь, ближе к воде, для твоего покоя.
— Не надо, — отвечал старец.
Богатство, земная слава, комфорт — ничто по сравнению с вечной жизнью, еще раз напоминает в финале Николай Лесков. Земная биография писателя, несмотря на все метания, завершилась по-христиански.
За два года до смерти, уже тяжело больной, Лесков писал: «На дух мой болезнь имела благое влияние — я увидал еще всю черноту и, к ужасу, заметил, как много я занимался опрятностью других людей, вместо того чтобы себя смотреть строже».
Для такого признания нужна особая смелость.
« Нет, не хочу я твоих прохладных шатров, я хочу жить без страха»... На этих словах старца Герасима Николай Лесков в рассказе «Лев святого Герасима» поставил точку.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер