Профессор Владимир Воропаев о Гоголе, кажется, знает всё. Учёный возглавляет Гоголевскую комиссию Российской Академии наук, а за подготовку полного собрания сочинений писателя в семнадцати томах был удостоен премии святого Нестора Летописца. Автор серьёзных литературоведческих статей и глубоких биографических исследований о Гоголе обладает замечательным качеством: он умеет говорить о непростом Николае Васильевиче простым языком: лёгким, понятным, а главное - интересным для современного читателя, независимо от его возраста. Именно так написана книга Владимира Воропаева «Однажды Гоголь…», которая вышла в Издательстве Московской Патриархии.
За интригующим многоточием в заголовке читатель обнаружит небольшие, объёмом в один-два абзаца, художественно изложенные факты из жизни Николая Васильевича. В основном – смешные. Гоголь любил пошутить, и был, несмотря на кажущуюся внешнюю мрачность, очень весёлым и искренним человеком – об этом в одной из главок книги вспоминает мать писателя, Мария Ивановна Гоголь-Яновская. А несколькими страницами ранее автор рассказывает о том, как Гоголь вызвал на дуэль своего однокашника по Нежинской гимназии Костю Базили, предложив в качестве дуэльных пистолетов… бутафорские мушкеты из реквизита школьного театра – ржавые и без курков! Вся гимназия хохотала над гоголевской шуткой.
И вроде бы никакими особенными литературными приёмами Владимир Воропаев в своей книге «Однажды Гоголь…» не злоупотребляет, а читаешь её буквально взахлёб, и так хочется поскорее узнать, о чём же нам расскажут на следующей странице? В изложении совершенно нет академической сухости, чувствуется, что автор не только знает, но и искренне любит того, о ком пишет. Этой любовью невольно заражаешься – настолько, что хочется немедленно перечитать всего Гоголя, и, может быть, посмотреть на его творчество под иным углом зрения.
Владимир Воропаев и сам ненавязчиво предлагает в своей книге «Однажды Гоголь…» увидеть в Николаев Васильевиче не только сатирика, «обличающего смехом», но и писателя, твёрдо стоящего на христианских позициях. В детстве, получив от дедушки в подарок несколько монет - на сладости, Гоголь раздал эти деньги нищим. Неудивительно, что вырос он в глубоко верующего человека, всю жизнь не расстававшегося с Евангелием.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова