Если вы приедете в Оптину Пустынь, то очень возможно, что у ворот обители вас приветливо встретит симпатичная молодая женщина. Это – монастырский экскурсовод Ольга Рожнёва, она же – известная писательница, на счету которой несколько изданных книг, снискавших у читателей большой успех. Каждое лето из родного Пермского края Ольга приезжает в Оптину, где давно уже чувствует себя как дома. Здесь она помогает в издательском отделе монастыря, и водит бесчисленные экскурсии. А назад возвращается всегда с внушительным багажом новых удивительных историй, которые вскоре ложатся на бумагу и превращаются в очередной сборник рассказов. Именно так родилась и книга «Оптинки. Записки экскурсовода», которую Ольга Рожнёва выпустила в серии «Рассказы для души» издательства «Новая мысль».
На первый взгляд простые и ненавязчивые, эти рассказы надолго «застревают в голове» после прочтения, так что начинаешь даже удивляться, отчего это так тянет поразмышлять над этим, в сущности, лёгким чтением? Возможно, секрет в том, что в центре практически каждого рассказа оказывается на удивление светлый герой, и от этого читателю совершенно явственно кажется, что и его собственная жизнь как-то светлеет и становится немножечко лучше.
Например, рассказ «Про Мишу, который не знает о кризисе» – о несладкой, на первый взгляд, судьбе взрослого мужчины с умственным развитием пятилетнего ребёнка. У него никого нет, и он приходит в Оптину Пустынь - помогать. Расставляет и убирает столы и стулья у хлебного киоска, приносит воду. А ещё успевает мыть машины, чтобы заработать на хлеб. Миша доволен, если ему заплатят сто рублей – на них он угощает пирожком старушку-нищенку; и не грустит, если не дадут ничего. Он счастлив, что может быть полезен людям, и не просто принимает жизнь такой, какая она есть – он радуется жизни. Причём, как выясняется, гораздо больше, чем, к примеру, успешный бизнесмен на дорогой иномарке.
Нередко паломники делятся с приветливым и располагающим к себе экскурсоводом своими жизненными историями, в которых много интересного и поучительного. Как, например, у женщины, которая очень хотела дочку, а рождались, один за другим, мальчишки. А когда во время третьей беременности «доброжелатели» уговаривали избавиться от ребенка, наотрез отказалась, и дождалась-таки свою Дашеньку, с рождением которой многое в её жизни коренным образом изменилось.
Такая вот необычная экскурсия по Оптиной Пустыни получилась у Ольги Рожнёвой в её книге «Оптинки. Записки экскурсовода». А точнее – экскурсия по людским сердцам и судьбам, очень разным, но в чём-то необыкновенно схожим: в обретённой вере, которая открывает глаза на светлые стороны жизни, учит радоваться мелочам и любить тех, кто рядом с тобой.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема