 Если спросить, имена каких известных писателей и поэтов связаны с Крымом, большинство из нас сразу вспомнит Чехова, Шмелёва, Волошина. Наверняка назовут Пушкина, Ахматову, Куприна. Но не все знают, что с Крымом связана жизнь классика белорусской литературы – поэта Максима Богдановича.
Если спросить, имена каких известных писателей и поэтов связаны с Крымом, большинство из нас сразу вспомнит Чехова, Шмелёва, Волошина. Наверняка назовут Пушкина, Ахматову, Куприна. Но не все знают, что с Крымом связана жизнь классика белорусской литературы – поэта Максима Богдановича.
Он родился в Минске в 1891 г., в семье известного белорусского этнографа и педагога Адама Богдановича. Мальчику не исполнилось и пяти лет, как в 27-летнем возрасте от туберкулёза отошла в вечность его мать. Отец с детьми переехал в Нижний Новгород. Там сдружился с Горьким, который впоследствии стал первым читателем и литературным наставником будущего национального поэта Беларуси.
В Крым Максим Богданович впервые приехал восемнадцатилетним юношей весной 1909-го года из-за болезни, которая мучила всю семью Богдановичей – туберкулёза. Состояние здоровья и настроение начинающего поэта лучше всего отражают строки из стихотворения, написанного им сразу по прибытию:
Я, больной и бескрылый поэт,
 Может стих моей жизни уж спет…
Но за несколько месяцев лечения ялтинские доктора и целебный южный климат заставили недуг отступить. Из Крыма Богданович уехал в совершенно ином расположении духа:
Подыми к небесам свои взоры –
 И ты станешь опять, как дитя,
 И затихнут больные укоры,
 Пропадут, от души отлетя.
 Ей не нужно ни счастья, ни ласки,
 В сердце нет ни тоски, ни забот.
 Ты — царевич мечтательной сказки.
 Эта тучка — ковёр-самолет.
Во второй раз поэт приехал в Крым в 1915-м году уже широко известным. К сожалению, по той же причине, что и в первый – на лечение от обострившейся болезни. Он поселился в городке Старый Крым – одном из лучших мест для лёгочных пациентов. За время лечения Максим Богданович успел посетить Феодосию и Коктебель. И в письмах, и в рассказах знакомым он очень хвалил Крым. Вдохновлённый природой и историей полуострова, поэт даже написал статью о своих впечатлениях в журнал «Русский экскурсант». И хотя, конечно, статья написана в прозе, в ней звучит образное поэтическое мировосприятие Богдановича. Вот, например, о Коктебеле: «Широким полукругом врезается здесь море в берег; словно клешни гигантского краба, далеко убегают два мыса – левый побольше, правый поменьше, и на обоих крутыми изломами подымаются гребни скал; цепи гор охватывают амфитеатром берег, а между ним и морем лежит город».
Третий приезд Максима Богдановича в Крым в начале 1917 года стал последним. Поэт поселился в Ялте. Здоровье ухудшалось с каждым днем, но он не переставал писать: готовил сборник, составлял белорусский букварь, переводил свои старые стихотворения на русский язык, сочинял новые. В Ялте написано его последнее: «В краю светлом, где я умираю…»
Коротким был жизненный путь поэта, еще короче – творческий... И закончился он у нас в Крыму, в Ялте.
Максим Богданович скончался 25 мая 1917 года в возрасте 25-ти лет. После отпевания в соборе святого Александра Невского его похоронили на городском кладбище Ялты. А над могилой установили каменный памятник, изображающий молодого поэта, ставшего бессмертным классиком белорусской литературы.
Нижний Новгород. Памятник Минину и Пожарскому
 
                                    
Нижний Новгород сыграл особую роль в годы Смутного времени начала семнадцатого века. Именно здесь в 1611 году Кузьма Минин обратился к горожанам с воззванием защитить страну от польско-литовских захватчиков. Призыв вдохновил нижегородцев создать ополчение. Его возглавил князь Дмитрий Пожарский. Осенью 1612 года народное войско освободило Москву от интервентов. В начале девятнадцатого века, в преддверии двухсотлетнего юбилея победы, император Александр Первый объявил конкурс проектов памятника Минину и Пожарскому. Творческое состязание выиграл архитектор Иван Мартос. Он создал скульптурную композицию, на которой герои Отечества представлены рядом. Гражданин Минин одну руку простирает перед собой, призывая к подвигу, а второй рукой протягивает князю Пожарскому меч. Князь принимает орудие, выражая готовность встать на защиту Родины. Монумент установили в Москве на Красной площади. А 4 ноября 2004 года копия московского памятника Минину и Пожарскому появилась на нижегородской земле. Скульптура стоит на площади Народного единства между Кремлём и Нижне-Волжской набережной, возле храма Иоанна Предтечи. Считается, что именно здесь Кузьма Минин огласил своё знаменитое воззвание.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Матвеев Курган (Ростовская область). Храм Павла Таганрогского
 
                                    
Поселок Матвеев Курган расположен на западе Ростовской области, в сорока пяти километрах от Таганрога. В начале Великой Отечественной войны в октябре 1941 года эти земли были захвачены фашистами. Оккупация продолжалась почти два года. За это время здесь погибли сотни защитников Родины. В 1999 году жители Матвеева Кургана решили построить храм, посвящённый памяти воинов Южного фронта Великой Отечественной. В организации строительства приняли активное участие местные ветеранские и казачьи организации. Работы завершились в 2015 году. 1 мая над новой каменной церковью были установлены купола с крестами. Храм освятили во имя блаженного Павла Таганрогского. На церковной территории поставили также часовню-усыпальницу. В ней покоятся останки погибших воинов, которые ежегодно поисковые отряды поднимают с полей Приазовья. Личные данные бойцов не всегда известны. Те имена, что удалось выяснить, высечены на памятных досках. Прихожане храма Павла Таганрогского хранят молитвенную память о людях, защищавших здешние земли.
Радио ВЕРА в Матвеевом Кургане можно слушать на частоте 107,0 FM
Присоединиться к возрождению старинных храмов
 
                                    
Фонд «Белый Ирис» много лет занимается возрождением старинных храмов, закрытых или разрушенных в прошлом столетии. И с каждым годом к миссии фонда присоединяются всё больше людей из разных городов. Чтобы обучать тех, кто хочет подходить к делу профессионально и самостоятельно возвращать святыни к жизни, команда «Белого Ириса» создала «Школу хранителей храмов». Её участниками стали уже десятки людей.

Среди хранителей оказалась и Диана Скворцова из Нижегородской области. Однажды она познакомилась с волонтёром фонда «Белый ирис», который рассказал ей о том, как как обычные люди восстанавливают храмы. А потом Диана узнала о заброшенной святыне в соседней деревне Иконниково, и решила на неё взглянуть. Перед женщиной предстала большая полуразрушенная церковь Преображения Господня с разбитой кровлей, без окон и дверей. Когда она вошла под её своды, глаза наполнились слезами, а сердце молитвой. «Я начала петь „Богородице Дево, радуйся...“, — вспоминает Диана, — и в тот момент почувствовала: что просто не могу оставить храм без помощи». Так началось служение Дианы.
Ей удалось собрать команду волонтёров, вместе с ними убрать территорию Преображенского храма и защитить его от дождя и снега. А недавно она присоединилась к проекту фонда «Белый Ирис» — «Хранителем наследия может стать каждый» (проект поддержан Фондом президентских грантов). И теперь Диана подробно узнаёт обо всех этапах восстановления старинных храмов. Её и других хранителей обучают основам реставрации и археологии, работе с документами и текстами, привлечению поддержки и многому другому. Как признаётся сама Диана — путь хранителя для неё — это путь к Богу.
Присоединиться к возрождению старинных храмов можно из любой точки страны. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый Ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов



 
 



