О писателе Вениамине Каверине говорили, что судьба вручила ему счастливый билет. Билет оказался на двоих. И своё путешествие по жизни Каверин совершил вместе с женой Лидией Тыняновой.
Они познакомились в Петрограде совсем ещё молодыми людьми, почти подростками. Оба приехали в бывшую столицу учиться. Жили в одной квартире, у брата Лиды – Юрия Тынянова. Он был ближайшим другом Вениамина и его родственником, так как женился на сестре Каверина. В университет Веня и Лида ходили вместе. Денег на трамвай не было, а пешие прогулки только в один конец занимали два часа. И времени на то, чтобы полюбить друг в друга было предостаточно. В университете Лиде оказывал знаки внимания один из пожилых профессоров. На занятиях, выслушивая ответы других студентов, он подсаживался за парту к девушке и всегда натыкался ногами на чьи-то большие калоши. Так Каверин тонко намекал профессору, что место рядом с Тыняновой занято.
Вениамину и Лиде исполнилось по двадцать лет, когда они поженились. Это было трудное время, но Лида смогла внести в жизнь супруга покой и уют, который он очень ценил. Она оказалась прекрасной женой: родила двоих детей, замечательно варила любимые мужем малиновое и клубничное варенье и писала книги. Конечно, их было намного меньше, чем у Каверина, который работал под девизом «ни дня без строчки». К своему труду Вениамин относился как к священнодействию: за рабочий стол всегда садился в костюме и галстуке. Первой читательницей рукописей Каверина была жена, к её советам он всегда прислушивался.
Появление книги «Два капитана» в Советском Союзе называли чудом. В романе не было ни единого намёка на партию, ни одного слова о Сталине. Зато неоднократно упоминался Бог, а один из самых сильных монологов Кати Татариновой был и вовсе написан, как молитва. На книгу тут же набросились критики. Жизнь Каверина висела на волоске, тем более, что в партии он не состоял, а его родной брат был политическим заключённым. Но книга понравилась Сталину, и писатель получил за неё премию. На благосостоянии семьи она сказалась более чем положительно – Каверин купил участок земли в писательском посёлке Переделкино и построил на нём дачу.
Это случилось уже после войны, а в самом её начале с Кавериным произошло ещё одно чудо. Писатель был вынужден тогда уехать подальше от Ленинграда, так как его вызывали спецслужбы и предлагали доносить на коллег. Каверин отправился военкором на Северный флот. Чуть позже Лидия Николаевна с детьми эвакуировалась в Пермь. И супруги потерялись. То, что муж жив и здоров, выяснилось случайно: измученная разлукой Тынянова услышала по радио очерк Каверина.
Вениамин Александрович и Лидия Николаевна были на редкость миролюбивыми людьми. Не терпели конфликтов, избегали общественных дрязг. Но никогда не боялись вступаться за друзей. Каверин чуть ли единственный из писателей, не отказался от дружбы с писателем Михаилом Зощенко, когда его травили власти. И помогал деньгами попавшей в опалу Анне Ахматовой.
Для друзей двери дома Кавериных всегда были открыты. Между взрослыми бегали сначала дети, потом внуки. Лаяла овчарка Буся. Хулиганил кот Филя. Однажды он запрыгнул на накрытый к обеду стол. В это время в комнату зашла Лидия Николаевна. «Говори, что съел?», - спросила она у Фили. Кот поспешно ретировался, причём всем присутствующим показалось, что он покраснел от стыда.
Вениамин Александрович всегда был оптимистом. Но когда умерла Лидия Николаевна, сильно сдал. Маленькая хрупкая Тынянова занимала слишком большое место в жизни Каверина. «Апостол добра», как называли писателя друзья, продержался без жены всего пять лет.
«Бог послал ему ровную, на редкость счастливую судьбу», - говорили о Каверине и сравнивали его жизнь с гладкой, асфальтированной дорогой. Да, ему очень повезло. Потому что рядом с ним по этой дороге шестьдесят два года шагала Лидия Тынянова.
Павел Плешанов «Христос у Марфы и Марии»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Вы замечали, Андрей Борисович, что во всех картинных галереях России есть полотна на Евангельские темы? И Ярославский художественный музей, в котором мы находимся — не исключение.
— Это не удивительно, Маргарита Константиновна! В девятнадцатом веке русские художники часто обращались к сюжетам Нового Завета. Вот перед нами одна из таких картин, она создана в 1854 году, называется «Христос у Марфы и Марии». Художник Павел Плешанов проиллюстрировал десятую главу Евангелия от Луки.
— Удивительная история! Две сестры принимают Спасителя в своём доме. Марфа трудится, чтобы накормить Христа, накрывает на стол. Мария сидит у Его ног и внимательно слушает. Первой трудно и досадно одной хлопотать по хозяйству, она говорит об этом Иисусу.
Андрей Борисович
— А Он отвечает: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
— Сюжет глубокий, сложный. Я много размышляла над ним, читала толкования. Но так и смогла понять — неужели молитвенное сосредоточение для человека предпочтительнее деятельного служения?
— Но выбор так и не должен стоять! И то и другое одинаково важно.
— Но как же? Христос подчеркнул, что Мария избрала благую часть, и упрекнул Марфу за излишние хлопоты.
— Не за хлопоты, Маргарита Константиновна — за суету. За то состояние, в котором человек — от усталости или по иным причинам, становится раздражительным. И ему кажется, что другие трудятся меньше, не стараются. Господь указал Марфе, что Мария не бездельничает. В её душе происходит работа, оценить которую может только Он, Сердцеведец.
— И вы хотите сказать, что труд Марфы при этом Христос не умалял?
— Конечно же нет! И Павел Плешанов подчеркнул это в своей картине. Взгляните, Марфа подаёт угощение на стол, и в руках её — ваза, наполненная фруктами — сливами, персиками... Так символически показано, что служение ближнему приносит богатые плоды.
— А облик Марии на полотне — олицетворение пламенной молитвы. Она вся обратилась в слух, внимая словам Спасителя. И алые одежды девушки говорят о том, что её душа горит любовью к Богу.
— При этом образы двух святых сестёр неразрывны! Недаром великая княгиня Елизавета Фёдоровна, учредив в 1909 году монашескую обитель, назвала её Марфо-Мариинской. Подобно Марии сёстры хранили сердечную устремлённость к Богу, а по примеру Марфы трудились ради других.
— Елизавета Фёдоровна неслучайно выбрала именно этих небесных покровительниц для своего монастыря. А вот интересно, почему Павел Плешанов сделал сюжет о Марфе и Марии темой своей картины?
— Возможно, художник искал в этом евангельском отрывке выход из внутреннего конфликта.
— Конфликта? Но какого?
— Павел Фёдорович родился в богатой купеческой семье, окончил коммерческое училище в Санкт-Петербурге. И должен был продолжить дело отца, посвятить себя торговле. Но он чувствовал призвание к живописи, считал, что это дар от Бога. И сделал выбор — поступил в Императорскую академию художеств.
— Но Плешанов мог заниматься искусством и жить безбедно за счёт родительского капитала.
— Наверное, мог бы! Однако, жизнь распорядилась иначе. Брат художника взял семейное дело в свои руки — и вскоре полностью разорился. Павел Фёдорович приютил его в своей казённой квартире при Академии художеств. И содержал большую семью, продавая картины и трудясь преподавателем.
— Сначала пример святой Марии вдохновил художника не размениваться на житейскую суету, а затем Марфа послужила для него образцом самоотверженной заботы о близких.
— Да, евангельская история стала для Павла Плешанова не только темой картины «Христос у Марфы и Марии». Она отразилась в его жизни.
Картину Павла Плешанова «Христос у Марфы и Марии», можно увидеть Ярославском художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Тыранов «Мальчик, пускающий мыльные пузыри»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Художник Алексей Тыранов. «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Паша, взгляни! Отрок лет двенадцати в холщовой домотканой рубахе сосредоточенно надувает щеки, пуская воздух через соломинку. Трудится над созданием маленького радужного чуда, забыв обо всем на свете. Тебе эта картина ничего не напоминает?
— Конечно, напоминает, дядя Андрей! Бабушка тогда очень огорчилась, узнав, что я весь её шампунь истратил на мыльные пузыри. Забавно, что эта история из детства настигла меня здесь, в Саранске, в музее изобразительных искусств.
— Тема мыльных пузырей в живописи очень распространена, племянник! Так что картины, ей посвящённые, ты можешь встретить во многих музеях мира!
— Правда?
— О, да! Художник Алексей Тыранов создал своё произведение в 1827 году. А прозрачные радужные шары из пены привлекли художников намного раньше. Первым мыльный пузырь изобразил голландский живописец Корнелис Кетель ещё во второй половине шестнадцатого века.
— И его идею подхватили?
— Да, в семнадцатом столетии она стала весьма востребованной.
— А ведь это непросто — изобразить летящую прозрачную сферу! Наверное, те, кому это удавалось, считались большими мастерами!
— Мыльный пузырь на картине, как знак качества — интересная мысль! И, в общем, верная. Но дело не только в этом. То, что сейчас мы знаем исключительно, как детскую забаву, в средние века служило символом скоротечности бытия. И на полотнах пузыри часто соседствовали с человеческими черепами.
— Вот как! Я удивлён! Картина «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», мыслей о смерти не вызывает.
— У этого произведения иной смысл! Алексей Тыранов хотел вызвать у зрителя симпатию к герою картины. Художник стремился раскрыть внутренний мир крестьянского мальчика, показать его увлечённость творческой игрой, сосредоточенность. Для русской живописи начала девятнадцатого века это было весьма необычно и смело!
— Что ж тут смелого и необычного?
— Писать портреты простолюдинов в России долгое время было непринято. Одним из первых изображать крестьян стал Алексей Венецианов — помещик Тверской губернии, академик живописи. Он не только посвятил простым деревенским людям множество полотен, но ещё и создал в своем имении школу рисования для бедных.
— Для крестьян?
— Учениками Венециановской школы были не только крепостные крестьяне, но и малоимущие горожане. Как, например, Алексей Тыранов, автор картины «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Это от своего учителя он усвоил внимательное и бережное отношение к персонажу картины, какого бы он ни был сословия и возраста.
— Достойно уважения, правда?
— Безусловно! Каждая человеческая жизнь — чудо, сотворенное Богом. Вне зависимости, кому она принадлежит — монаршей особе или бедному крестьянину. Именно это хотел напомнить современникам Алексей Тыранов своей картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри».
— Это и в наше время важно помнить.
Картину Алексея Тыранова «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» можно увидеть в Саранске, Мордовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема







