Не так далеко от Соборной площади в Соликамске – всего несколько минут пешком, стоит Богоявленская церковь. Она занимает ведущее место среди соликамских храмов. В нее стремятся многочисленные гости города. Ради чего? Ради того, что в Богоявленской церкви – единственной в Соликамске – сохранился древний иконостас.
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков. В каком именно году это случилось, неизвестно, но известно, что к 1688 году уже были возведены стены и работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Наконец, в 1695 году «генваря 18 освящена бысть церковь Богоявления Господня каменная… Освещал же оную Иона архиепископ Вятский и Великопермский». Еще ранее – 9 ноября 1691 года – был освящен придел в особом пристрое во имя Владимирской Божией Матери. А значительно позднее – в 1770 году – освящен придел во имя чудотворцев Печерских, устроенный в углу теплой церкви.
Когда строительство храма было завершено, его деревянная кровля и главы, крытые лемехом, вновь пострадали от пожара. И в следующем – 18-м столетии храм горел и ремонтировался после пожаров около десяти раз. Все восстанавливалось довольно быстро – приход Богоявленской церкви был очень богат.
На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов. В середине 18 века её решили возвысить на три яруса для устройства на ней башенных часов, но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, стена треснула и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться. Надстройка просуществовала до 1938 года, когда была разобрана. В 44-м году сверху поставили небольшой шатер с главкой и в таком виде колокольня дожила до нашего времени.
Действовала Богоявленская церковь до 1933 года. Ее, как и все другие, должны были закрыть и разорить. Но 6 декабря директор музея, находившегося недалеко Троицкого собора, обратился в Комитет по охране памятников старины с просьбой сохранить храм как исторический памятник, включая колокола. Комитет поддержал обращение музейщиков и в 1934 году Богоявленская церковь была пе́редана музею. Но накануне передачи колокола все-таки сбросили на землю. Зато внутреннее убранство осталось целым. Так и был спасен старинный иконостас, единственный сохранившийся в Соликамске.
В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов. В Соликамске вновь начались службы в Богоявленской церкви и так было до 1962 года, когда церковь вновь переда́ли музею.
Сейчас здание храма используется совместно и музеем, и Церковью. Ситуация двоякая. Но по всей России есть уже очень много примеров, когда верующие получали свои святыни обратно. Поживем – увидим…
«Звёздное небо»

Фото: Juho Luomala/Unsplash
Зима не балует нас ясным ночным небом со звёздными россыпями по бесконечно-Млечному пути. Но нет-нет а и выглянут в просветы между медленно плывущими тучами ярко поблёскивающие далёкие звёздочки, веселя взор ночного путника. Так и благодать Господня терпеливо выжидает день и час, чтобы открыть себя душе, очи которой всё время застит суета, помрачают земные пристрастия и похотения. Чуть отринет их христианин, скучая по общению с Отцом Небесным, взмолится от сердца — и Вифлеемская звезда осветит сумрачный ум, полагая на душу светлую печать мира и любви Божией.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Много народа. Алёна Боголюбова
Когда ятолько пришла вхрам, была очарована кроткими женщинами. Яувидела вживую, как красиво смирение. Сколько нежности итепла исходит отулыбчивых, добрыхи, повторюсь, кротких сестёр.
Как мне захотелось стать такойже! Яначала работу над собой. Сначала подобрала одежду, как упрекрасных христианок. Длинные юбки, косынки. Волосы стала отращивать. Докосыбы недотянула, ночуть подлиннее. Так ведь женственнее.
Начала говорить тише, также вкрадчиво, как мои церковные подруги. Меняла походку. Старалась ходить медленнее, степеннее. Движения свои делала мягче.
Ияначала себе нравиться! Но... Однажды после литургии ввоскресенье, моему ребёнку недали просфор. Яподошла ксвечному ящику иувидела, что лежат пакетики сотложенными просфорами. Тоесть, кому-то хватит просфор, амоему сыну недали! Итут мой голос изменился... Япринялась спорить сработницей заящиком. Почти кричала. Движения тоже стали совсем неплавными. Махала руками. Изменя вырвалось столько меня прежней, худшей, ветхой.
Остановила фраза работницы заящиком:«Как грустно, когда под красивой косынкой ... волчица».
Эти слова, словно ведро холодной воды, окатили меня иостудили. Да, ятот самый волк вовечьей шкуре. Получается, япросто старалась казаться кроткой.
Пошла сослезами ксвященнику. Ионменя утешил так:
—Алёна, это всё важно инужно: икосынка, июбка, имягкость. Ноэто— лишь форма. Рано считать себя кроткой. Важно сначала признать, что мыветхие внутри. Иосознанно идти кБогоподобию. Быть честной иссобой, исБогом. АОнпоможет. Ноэто— целый путь. Неотчаивайся.
Стех пор яслежу заискренностью своего поведения. Неизображаю лучший вариант себя. Иконечно молюсь, чтобы помог мне Господь стать красивой всвоей кротости, смирении илюбви, христианской женой.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
26 января. О христианском отношении к общественной и церковной жизни

О христианском отношении к общественной и церковной жизни — настоятель храма Феодора Стратилата в Старом Осколе Белгородской области священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема












