Не так далеко от Соборной площади в Соликамске – всего несколько минут пешком, стоит Богоявленская церковь. Она занимает ведущее место среди соликамских храмов. В нее стремятся многочисленные гости города. Ради чего? Ради того, что в Богоявленской церкви – единственной в Соликамске – сохранился древний иконостас.
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков. В каком именно году это случилось, неизвестно, но известно, что к 1688 году уже были возведены стены и работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Наконец, в 1695 году «генваря 18 освящена бысть церковь Богоявления Господня каменная… Освещал же оную Иона архиепископ Вятский и Великопермский». Еще ранее – 9 ноября 1691 года – был освящен придел в особом пристрое во имя Владимирской Божией Матери. А значительно позднее – в 1770 году – освящен придел во имя чудотворцев Печерских, устроенный в углу теплой церкви.
Когда строительство храма было завершено, его деревянная кровля и главы, крытые лемехом, вновь пострадали от пожара. И в следующем – 18-м столетии храм горел и ремонтировался после пожаров около десяти раз. Все восстанавливалось довольно быстро – приход Богоявленской церкви был очень богат.
На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов. В середине 18 века её решили возвысить на три яруса для устройства на ней башенных часов, но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, стена треснула и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться. Надстройка просуществовала до 1938 года, когда была разобрана. В 44-м году сверху поставили небольшой шатер с главкой и в таком виде колокольня дожила до нашего времени.
Действовала Богоявленская церковь до 1933 года. Ее, как и все другие, должны были закрыть и разорить. Но 6 декабря директор музея, находившегося недалеко Троицкого собора, обратился в Комитет по охране памятников старины с просьбой сохранить храм как исторический памятник, включая колокола. Комитет поддержал обращение музейщиков и в 1934 году Богоявленская церковь была пе́редана музею. Но накануне передачи колокола все-таки сбросили на землю. Зато внутреннее убранство осталось целым. Так и был спасен старинный иконостас, единственный сохранившийся в Соликамске.
В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов. В Соликамске вновь начались службы в Богоявленской церкви и так было до 1962 года, когда церковь вновь переда́ли музею.
Сейчас здание храма используется совместно и музеем, и Церковью. Ситуация двоякая. Но по всей России есть уже очень много примеров, когда верующие получали свои святыни обратно. Поживем – увидим…
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема