Московский театр русской драмы ежегодно проводит благотворительные спектакли для детей из детских домов. Но два года назад произошел пожар, и традиционная акция «Подарим детям праздник», которая была задумана много лет назад совместно с митрополитом Арсением и которая успешно осуществлялась, сейчас под угрозой: у театра не хватает средств. Чтобы поддержать акцию, вы можете купить один или несколько билетов и подарить их детям, или сделать пожертвование.
Билеты для себя, своих близких и для тех, кто не может позволить себе радость побывать на спектакле, вы можете, позвонив по телефону 8-916-344-08-08. Стоимость билетов - 500 рублей, билеты с подарком – 800 рублей.
www.rus-drama.ru.
Адрес: ул. Земляной Вал, д. 64.
Тел.: 8 (495) 915-07-18, 915-75-21.
E-mail: info@rus-drama.ru.
Контактный тел. по вопросам перечисления денежных средств: 8 (495) 915-57-80.
Реквизиты: Департамент финансов города Москвы (ГБУК г. Москвы «Московский театр русской драмы п/р М. Щепенко». ИНН 7709132909. КПП 770901001. Л/с 2605641000450792. Р/с 40601810000003000002. Банк: Отделение 1 Москва. БИК: 044583001. Адрес: 109004, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 64. Назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность. КБК 180».
Анатолий Левитин. «Вечер в саянских Черёмушках»

— Андрей Борисович, вроде бы мы с вами недавно были в Кемеровском художественном музее, а здесь уже, смотрите, другое название.
— Да, с 2020 года это Музей изобразительных искусств Кузбасса. Всё течёт, Маргарита Константиновна, всё меняется в этом мире.
— Не хочется, чтобы менялось всё. Я огорчусь, если на прежнем месте не окажется картины, которая мне полюбилась в прошлый раз.
— О какой картине вы говорите?
— «Вечер в Саянских Черёмушках» Анатолия Левитина.
— Насколько я помню, она должна быть в следующем зале. Нужно пройти сюда.
— Да, вы не ошиблись! Вот оно, это великолепное полотно! Мне так нравится уютный дворик в сумерках. Вроде бы ничего особенного — скучные типовые пятиэтажки. Но они окружены горами, и оттого выглядят так романтично.
— Думаю, что жителям Саянских Черёмушек их дома не казались скучными. Ведь с ними была связана новая страница жизни — яркая, ни на что прежнее не похожая.
— Вы так полагаете?
— И вы со мной согласитесь, если вспомните историю освоения сибирских просторов во второй половине двадцатого века. Маленький посёлок в тайге появился благодаря строительству Саяно-Шушенской гидроэлектростанции на реке Енисей. Она стала питать энергией все промышленные предприятия, коих немало построили тогда в Сибири.
— Черёмушки находятся где-то возле ГЭС?
— Совсем рядом. Посёлок основали строители, которые возводили плотину на Енисее. Вслед за ними там поселились гидроэнергетики. Когда Анатолий Левитин писал свою картину, в Саянских Черёмушках жили и те, и другие. Это 1978 год — строительство ещё в разгаре, но станция уже вырабатывает электричество.
— Значит, перед нами на картине молодой развивающийся посёлок!
— С молодыми, перспективными жителями. Работать сюда приезжали со всех концов страны, как правило, по направлению из институтов.
— Интересно, вчерашние студенты были счастливы вдали от родных?
— Для счастья были все условия. Знания и молодой задор востребованы, красота вокруг неописуемая. А родными люди становились друг другу здесь, в Саянах. Вспыхивала любовь, появлялись новые семьи.
— Анатолий Левитин подчеркнул это в своей работе. Мы видим, как в дом входит свадебная процессия. А у соседнего подъезда молодые люди настраивают гитары, чтобы спеть для девушки.
— А основной акцент художник сделал на детской коляске, которая стоит на балконе четвёртого этажа. В ней мирно посапывает новый сибиряк — коренной житель Черёмушек. Его колыбель озарена светом. Луч падает от электрической лампы в комнате. Но при этом сияние настолько чистое, ясное, яркое, что кажется — неземное.
— Это свет любви, свет надежды на счастье. Анатолий Левитин так тонко передал настроение молодых покорителей Сибири, словно сам был одним из них.
— Художнику в 1978 году уже исполнилось пятьдесят шесть лет. Он прошёл Великую Отечественную и знал цену жизни. Наверное, поэтому Анатолий Левитин так остро сочувствует радостным перспективам, которые открылись для ребят и девчат в таёжном краю. Его картина «Вечер в Саянских Черёмушках» — словно отеческое благословение новому поколению.
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Боголюбов «Заутреня в Кремле»

— Как приятно посреди Сибири, в Красноярске, в художественном музее увидеть картину с видом родной Москвы! Прямо на сердце потеплело от работы Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле»!
— Точно! Как писал замечательный поэт девятнадцатого века Аполлон Майков: «Мы — москвичи! Что делать, милый друг! /Кинь нас судьба на север иль на юг, /У нас везде, со всей своею славой, /В душе Москва и Кремль золотоглавый».
— А тут Кремль ещё и в праздничном обличье. Ночь, на небе ярко светит луна. Но ещё ярче освещают кремлёвскую территорию свечи в руках людей, ее заполонивших. Слово река огоньков течёт между величественными храмами. Глаз не оторвать! Это ведь Пасха?
— Да, Воскресение Христово! Самое значимое в церковном календаре богослужение, всеми любимое. Оно даже в маленьком сельском храме производит незабываемое впечатление. А уж с какой торжественностью ночная пасхальная служба совершалась в Кремле до революции 1917 года!
— Глядя на картину Алексея Боголюбова, можно себе представить! Это какой год?
— 1850-й. Видишь, храмы украшены иллюминацией. А в правом верхнем углу картины можно разглядеть, что огонь в светильниках на стене трепещет от ветра. Значит, они газовые — и это примета времени. Электричество начали использовать для праздничного освещения на тридцать лет позже.
— Удивительно! Художник зафиксировал такие, казалось бы, незначительные подробности, как пляшущие огоньки в фонарях — а они стали историческими!
— Алексею Боголюбову было свойственно внимание к деталям. Он работал в основном как художник-маринист, писал сражения и прочие сцены морских походов.
— Был военным репортёром?
— Можно и так сказать. Фотографии ещё не существовало, и перед художником стояла задача донести до потомков верную информацию. Боголюбов осознавал эту ответственность. И его картина «Заутреня в Кремле», тоже историческое свидетельство.
— Свидетельство чего?
— Того, что называют соборностью. Успенский храм Кремля — сердце города. Пасхальное богослужение здесь совершал московский митрополит.
— И как мы видим по картине «Заутреня в Кремле», сотни верующих собирались, чтобы помолиться вместе с архипастырем.
— Да, со всех концов Москвы съезжались люди. Художник подчеркнул это, запечатлев волнующий момент богослужения — крестный ход. Верующие, совершая молитвенное шествие вокруг храма, плотно заполнили кремлёвскую Соборную площадь.
— Яблоку негде упасть! И что удивительно — лиц не видно, но собрание людей не выглядит безликой толпой.
— Крестоходцев озаряет тихое сияние свечей. Этот свет символизирует одухотворённость. Так художник Алексей Боголюбов на картине «Заутреня в Кремле» показал народное единство в православной вере. В Боге!
Картину Алексея Боголюбова «Заутреня в Кремле» можно увидеть в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова
Все выпуски программы: Краски России
Преподобный Иаков Эвбейский (Цаликис) и семья

Фото: Piqsels
По волнам Эгейского моря от берегов Турции в сторону греческого порта Пирей шло небольшое судно, переполненное людьми. Это были беженцы-греки, коренные жители Анатолии, которых турки вынудили бежать с родной земли. Шёл 1922 год. На деревянной скамье возле кормы молодая женщина кутала в одеяло двухлетнего сына. Мальчик плакал от холода и страха. Женщина гладила его по голове и приговаривала: «Ничего, Иаков, Господь нас не оставит». Такими были одни из первых детских воспоминаний преподобного старца Иакова (Цаликиса), архимандрита и настоятеля монастыря преподобного Давида на греческом острове Эвбея.
Будущий старец появился на свет в ноябре 1920 года, в небольшом прибрежном анатолийском селении Ливисия. Иаковом его нарекли в честь деда-монаха. Родители мальчика — греки Ставрос Цаликис и его супруга Феодора — были благочестивыми, верующими людьми. Жизнь их протекала тихо и мирно, пока не начались гонения турок на коренное греческое население. Оставаться на родине стало опасно. Цаликисы, как и тысячи их соотечественников, были вынуждены бежать. Тогда, в 1922-м году, в суматохе Феодора с сыном и её супруг оказались на разных судах. Феодора и двухлетний Иаков прибыли в Пирей. И два года прожили в пригороде, на территории одного из торговых складов, не имея возможности найти другую крышу над головой. Где оказался Ставрос, куда причалил его корабль — Феодора с сыном не знали. Они даже смирились с мыслью что он, возможно, погиб. Между тем, Ставрос тоже прибыл в Грецию. Он пытался разыскать жену и сына, но не смог обнаружить их следов. Но однажды Господь привёл его в ту местность, где нашли приют Феодора и Иаков. Ставрос работал строителем и получил там заказ. Они встретились случайно. Какая это была радость!
Воссоединившись после долгой разлуки, Цаликисы перебрались на остров Эвбея, в небольшое селение Фаракала. Чтобы обустроить жизнь семьи на новом месте, Ставросу приходилось много работать. Он постоянно был в разъездах — работал строителем. Феодора занималась домом и воспитанием сына. Иаков рос болезненным мальчиком. «Цыплёнок мой», — ласково называла его мать. Старец вспоминал, как однажды в детстве долго не мог подняться с кровати из-за кашля и боли в груди. Мать несколько ночей без сна с поклонами молилась перед семейной святыней — иконой святого мученика и чудотворца Харалампия. Вскоре Иаков выздоровел.
Мальчик любил молиться вместе с матерью. А ещё помогать ей по хозяйству. Старец вспоминал, что очень жалел матушку, на плечи которой легли многочисленные заботы по дому, и старался облегчить её труд. Иаков выучился шить, вязать, готовить, ухаживать за домашней птицей. «Всё это мне пригодилось потом в монашеской жизни», — говорил преподобный. У матери он научился и делам милосердия. Феодора помогала нуждающимся продуктами и одеждой. Старец вспоминал: «Матушка моя была украшена добродетелями милосердия и трудолюбия, которые с терпением и кротостью передавала и мне». Когда Иаков подрос, он стал ездить вместе отцом на стройки. Зимой работы становилось меньше, и семья часто собиралась вместе у жарко растопленной печи. «Смиренная, благословенная, простая жизнь. Всё было мирно в нашем домике», — говорил об этом времени преподобный.
Иакову исполнилось 22 года, когда матушки не стало. Перед кончиной она благословила сына на путь служения Богу. Иаков давно хотел принять монашество. Но не мог оставить овдовевшего отца. Только через несколько лет, когда Ставрос Цаликис отошёл ко Господу, Иаков смог исполнить материнское благословение и своё давнее желание. В ноябре 1952 года он принял монашеский постриг в обители святого Давида Эвбейского. Впоследствии он стал настоятелем этого монастыря. К старцу Иакову приходили за утешением и духовной поддержкой не только монахи, но и миряне со всей Греции и даже из-за её пределов. В беседах с людьми преподобный Иаков часто вспоминал свою семью и дорогую матушку, о которой говорил: «Душа у неё была монашеская — добрая, кроткая и любящая».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен











