Как прекрасен свежий попутный ветерок, влетающий в открытое окошко автомобиля, когда ты мчишься по безлюдному шоссе, окруженному лесом, навстречу новым впечатлениям и удивительным знакомствам! Для тех, кто по многу часов томится в пробках на Садовом кольце или МКАДе, это - мечта. А для писателя Максима Яковлева – работа, которая по счастливой случайности подвернулась ему одним жарким летом, и о которой он написал свою невероятно увлекательную повесть «Время дороги».
В жизни Максиму Яковлеву довелось попробовать себя и в плотницком ремесле, и в профессии художника-оформителя. Художественное образование позволило ему серьезно работать в жанре монументального искусства, но, в конце концов, призвание писателя всё же одержало верх. После того, как в конце восьмидесятых вышла в свет его первая книга – повесть «Блаженны плачущие», стало понятно, что в литературе Яковлев всерьез и надолго. Работа экспедитором при книжной лавке одного из московских храмов, которую однажды летом ему предложил знакомый, творчеству не помешала – напротив, дала богатый и уникальный материал для следующей книги – «Время дороги».
Читая эту книгу, кажется, что Максим Яковлев писал её прямо за рулем того самого старенького «уазика», на котором развозил книги, иконы и церковную утварь по храмам и монастырям необъятной России. Такого, понятно, быть не может – и всё же каждый штрих, каждая деталь увлекательной путевой повести так свежи и Ярки, словно еще не высохшие мазки краски на тёплом холсте: Яковлев и в литературе остался настоящим художником! Казалось бы – что тут особенного: разъезжать по городкам и деревенькам, названий которых и на карте-то нет! Но автор тонко чувствует особенную, ни с чем несравнимую атмосферу таких мест, и умеет столь же тонко передать её читателю. И пусть поселок в Тверской области с неожиданным и громким названием Эммаус, страшно далёк от города Эммауса, упомянутого в Евангелии. Зато в этом посёлке даже подвипывший бармен из придорожного кафе знает историю двух апостолов, которым на пути из Эммауса в Иерусалим явился воскресший Христос!
А все эти Хорошёнки, Холохоленки, милые и уютные названия, из которых впору поэму составлять! И хочется вслед за гоголевскими «Мёртвыми душами», назвать повесть «поэмой в прозе» – так поэтичен, хоть и абсолютно современен, её художественный лад.
А еще, прочитав «Время дороги» Максима Яковлева, опять же, вслед за Гоголем, невольно думаешь: «надо проездиться по России» - и, может быть, где-нибудь в тихой деревушке со старой церковкой вдруг посчастливится обрести самого себя…
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Внезапное воровство. Алена Боголюбова
Недавно мои друзья рассказали мне как пострадали от мошенников. Их обманули, лишили сбережений.
Я сокрушалась вместе с ними. Было ощущения холода от зла, коснувшегося моих близких людей. Ну как люди могут такое совершать? — думала я. Как донести до них, что воровство — это страшный грех?
Открыла книгу отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней он очень подробно разбирает все заповеди. Я надеялась найти там слова, которыми можно вразумить неправедных людей, а нашла нечто, что заставило меня обратить внимание на собственные грехи. Может показаться, что это — пустяк. Ну, принесла подруга к столу салат в очень удобной миске. И забыла её. Ну, и ладно. Так миска теперь у меня и прижилась. Другая приятельница дала сумочку для выхода в свет очень подходящую к моему платью. И вот уже который месяц не могу её вернуть.
Спросите, при чем тут воровство? Думаю, в моем случае пока ни при чем, но такие, казалось бы мелкие моменты важно отслеживать в себе. Мне понравилось чужое. Но чужое — это же не своё. Едва ощутимое, мимолетное желание им обладать — вот уже и путь ко греху. Святые отцы учат нас побеждать страсти при первом же движении души. В зачатке.
Если малое нарушение заповеди станет нормой, дальше может последовать, пусть небольшое, но искажение системы ценностей, потом — совести.
Господь сказал: «В чем застану, в том и буду судить». Как бы нам не окончить жизнь с чужими вещами на руках и с неправильными помыслами в голове. Так что, есть о чем подумать самой, прежде чем вразумлять других. И как тут не вспомнить слова Преподобного Серафима Саровского — «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











