Как прекрасен свежий попутный ветерок, влетающий в открытое окошко автомобиля, когда ты мчишься по безлюдному шоссе, окруженному лесом, навстречу новым впечатлениям и удивительным знакомствам! Для тех, кто по многу часов томится в пробках на Садовом кольце или МКАДе, это - мечта. А для писателя Максима Яковлева – работа, которая по счастливой случайности подвернулась ему одним жарким летом, и о которой он написал свою невероятно увлекательную повесть «Время дороги».
В жизни Максиму Яковлеву довелось попробовать себя и в плотницком ремесле, и в профессии художника-оформителя. Художественное образование позволило ему серьезно работать в жанре монументального искусства, но, в конце концов, призвание писателя всё же одержало верх. После того, как в конце восьмидесятых вышла в свет его первая книга – повесть «Блаженны плачущие», стало понятно, что в литературе Яковлев всерьез и надолго. Работа экспедитором при книжной лавке одного из московских храмов, которую однажды летом ему предложил знакомый, творчеству не помешала – напротив, дала богатый и уникальный материал для следующей книги – «Время дороги».
Читая эту книгу, кажется, что Максим Яковлев писал её прямо за рулем того самого старенького «уазика», на котором развозил книги, иконы и церковную утварь по храмам и монастырям необъятной России. Такого, понятно, быть не может – и всё же каждый штрих, каждая деталь увлекательной путевой повести так свежи и Ярки, словно еще не высохшие мазки краски на тёплом холсте: Яковлев и в литературе остался настоящим художником! Казалось бы – что тут особенного: разъезжать по городкам и деревенькам, названий которых и на карте-то нет! Но автор тонко чувствует особенную, ни с чем несравнимую атмосферу таких мест, и умеет столь же тонко передать её читателю. И пусть поселок в Тверской области с неожиданным и громким названием Эммаус, страшно далёк от города Эммауса, упомянутого в Евангелии. Зато в этом посёлке даже подвипывший бармен из придорожного кафе знает историю двух апостолов, которым на пути из Эммауса в Иерусалим явился воскресший Христос!
А все эти Хорошёнки, Холохоленки, милые и уютные названия, из которых впору поэму составлять! И хочется вслед за гоголевскими «Мёртвыми душами», назвать повесть «поэмой в прозе» – так поэтичен, хоть и абсолютно современен, её художественный лад.
А еще, прочитав «Время дороги» Максима Яковлева, опять же, вслед за Гоголем, невольно думаешь: «надо проездиться по России» - и, может быть, где-нибудь в тихой деревушке со старой церковкой вдруг посчастливится обрести самого себя…
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема