В праздник Рождества Пресвятой Богородицы Церковь вспоминает чудесное событие, случившееся в земле Израиля. По преданию в Назарете жили супруги Иоаким и Анна. Оба они были людьми праведными, добросердечными, но не имели детей. В Израиле это считалось знаком того, что люди неугодны Богу. Однажды из-за этого в Иерусалимском храме священник отказался принять дары Иоакима. Анна узнала об этом и горько заплакала: «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости». Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы». Иоаким в это время был в пустыне, где молился Господу о помощи. Ему тоже явился ангел. Он сказал, что молитва услышана и у супругов родится дочь, которая станет радостью всему миру. Супруги встретились у Иерусалимского храма, помолились Господу и поклонились ему, а потом вернулись в Назарет. Через девять месяцев у Иоакима и Анны родилась девочка, которую родители назвали Марией.
Среди православных икон есть одна с необычным сюжетом. На ней изображены обнявшиеся мужчина и женщина, любящие супруги Иоаким и Анна. Анна в порыве радости приникла к мужу, а тот склонился в объятии и словно оберегает её покровом своих рук. Эта икона называется "Встреча у Золотых Ворот". Она напоминает верующим чудо зачатия Пресвятой Богородицы. По преданию Иоаким и Анна за много лет брака нее смогли родить детей. В то время это трактовали как наказание Божие. Однажды в Иерусалимском храме священник даже отказался принять дары от Иоакима. Тот в слезах удалился в пустыню, чтобы там оплакать свое горе и еще раз с молитвой обратиться к Богу. Анна тоже плакала и молилась в своем доме. Обоим супругам явился ангел. Он предрек им, что Анна родит дочь, которая станет радостью для всего мира. Ангел велел Иоакиму и Анне идти к Золотым воротам Иерусалимского храма и встретится там. На иконе изображен как раз момент встречи супругов. Они узнали о грядущей радости и светятся от счастья. По преданию супруги поклонились в храме Господу и вернулись домой. Через девять месяцев у них родилась дочь, Мария. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы и устроил в своем доме пышный пир.
Родителями Приснодевы Марии, Матери Господа Иисуса Христа были пожилые супруги Иоаким и Анна. Они долго не имели детей и считали, что не угодили Господу, ведь в то время дети считались благословением. Но Иоаким и Анна были добродетельными праведными людьми. Они горько сокрушались о своей судьбе и молили Господа об исполнении заветной мечты. И однажды ангел явился обоим супругам и сказал, что Бог услышал их молитвы. Иоаким и Анна станут родителями дочери, через которую будет даровано Спасение всему миру. Через девять месяцев у супругов родилась девочка, которую назвали Марией. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой девы Марии родился Иисус Христос. Церковь празднует это событие как день всемирной радости. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов. Она стала живым храмом Божиим, и, как говорится в праздничных песнопениях, - "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
Рождество Пресвятой Богородицы - один из двенадцати самых важных христианских праздников. На иконе этого праздника не изображено никаких чудес. Ее герои - немолодая женщина, которая только что родила ребенка, её гордый и счастливый муж, а также маленькая новорожденная девочка. Ребенка омывают повитуха и служанка. На первый взгляд, это обычная житейская история. Чудесным в ней было зачатие девочки. Ведь ее родители, Иоаким и Анна были уже глубоко пожилыми людьми. Они праведно жили, не роптали на судьбу, лишь молили Господа о помощи и молитвы их были услышаны. Ангел возвестил супругам, что у них родится дочь, через которую будет явлено Спасение миру. Ребенок стал чудесным даром Господа паре, которая смогла воплотить в своей жизни заповедь о любви к Богу и друг к другу. В этот день Церковь вспоминает о том послушании и любви к Господу, которыми была пронизана жизнь Иоакима и Анны. Потом такое же послушание и любовь проявила и их дочь, Приснодева Мария, которая стала Матерью Сына Божия. Верующие уповают на эту любовь Богоматери и обращаются к ней с молитвой: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова