Историки 19 века часто повторяли, что в гимназиях нужно изучать не только античные мифы, подвиги героев Древней Греции и Рима. И на Руси были свои герои, в том числе — благоверные князья, достигшие святости.
В XIX веке жанр исторической беллетристики в России пользовался огромной популярностью. В многочисленных романах и повестях, в том числе для детей и юношества, реальные исторические фигуры и сюжеты из прошлого искусно переплетались с вымышленными приключениями. И всё для того, чтобы ненавязчиво вложить в юные умы знания по истории.
Именно в таком жанре работал популярный в дореволюционной России писатель-беллетрист и драматург Григорий Тихонович Северцев-Полилов.
Один из его романов — «Под удельной властью» — рассказывает о благоверном князе Андрее Боголюбском. В общем-то автор и начинает портрет князя с его боголюбия. По одной из версий, князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище за редкую набожность и любовь к Богу. По другой — по названию села Боголюбово, которое он основал неподалеку от города Владимира.
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
Опочивальня осветилась слабым светом тонкой липовой лучины. Запахло легким дымком.
— Идти, что ль, спать? — спросил мечник.
— Теперь иди! — решительно проговорил князь. — На молитву встану. Акафист Пречистой Владычице прочту… Она укажет путь мне… Об утре свидимся!..
Слуга низко поклонился князю и вышел из горницы.
Князь Андрей плотно притворил дверь, зажег от щепца тоненькую восковую свечу, потушил лучину и опустился перед аналоем на колени.
Молился он жарко, прерывая молитву земными поклонами, глубокими вздохами. Светлый месяц выкатился на небо большим шаром, заглянул в узкое слюдяное окно опочивальни, когда князь, окончив чтение акафиста, потушил свечу и пошел на отдых.
Той ночью князь Андрей решил покинуть Вышгород. Отец дал ему в удел этот город вблизи Киева. Но очень уж надоели князю Андрею междуусобные войны братьев в Южной Руси. Каждый из них надеялся после смерти отца занять великокняжеский престол в Киеве.
И князь Андрей замыслил перебраться на север, в Ростово-Суздальские земли.
Как раз в это время в Вышгородском монастыре произошло чудо от иконы. Чтимая народом икона Богородицы по ночам стала оставлять свое место у стены и перемещаться на середину храма. Икона словно просила, чтобы ее отпустили из Вышгорода... Вот только — куда?
И князь Андрей решается...
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
— Есть у меня один исход, – снова сказал Андрей. — Владычица сама меня на стол благословит и путь к нему укажет.
Советники с изумлением глядели на говорившего.
— Вы слышали о чуде, что третью ночь в храме происходит, что Приснодева покинуть Вышгород сама желает?
— Как не слыхать – слыхали…
—Так вот, коли икону эту удастся мне с собою взять в поход, уверен я, поможет мне Она в моем исканье, и с той поры над Суздалем благословенье Божие почиет…
— Но вышгородцы столь чтимую икону не отпустят!
Усмешка пробежала по губам князя.
— Я это знаю и нашел исход.
По приказу князя священник монастыря Николай и диакон Нестора под покровном ночи выносят чудотворную икону из Вышгородского монастыря. Древнюю святыню с благоговением поставили на особый возок и князь Андрей вместе с ней отправился в путь.
По дороге с иконой произошло чудо.
Неподалеку от реки Нерли под Владимиром кони, везшие возок с иконой, вдруг остановились. И, несмотря на понукания возницы, никак не хотели идти вперед.
Лошадей переменили — но и другие отказывались двигаться дальше.
«Владычица не желает шествовать далее сегодня!» — объявил священник и велел княжеской дружине остановиться на ночлег.
Наутро князь Андрей вышел из своего шатра крайне взволнованным и обратился к дружине...
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
— Други и ближние! – торжественно проговорил Андрей, обращаясь к собравшимся. — Я видел вещий сон...
Толпа насторожилась и прислушалась.
— Я долго с вечера не мог заснуть… И мысль тревожная о чуде, что нам вчера явила Пречистая, ни на минуту мне покоя не давала… Тревога смутная росла во мне… Поднялся я и на коленях стал молить Владычицу поведать мне, что значит это чудо… Молился жарко я и долго, со слезами… И на сердце мне легче стало… Заснул я снова… И в чутком сновиденье Пречистая мне, с хартией в руке явившись, повелела: «Не должен ты вести в Ростов моей честной иконы… Поставь ее во Владимир-град, в соборном храме! А здесь, на этом месте сооруди обитель и назови ее ты именем моим!» Проснулся я и, трепетом невольным объятый, вышел из шатра и вас сюда собрал, чтобы поведать вам мой вещий сон.
С благоговением выслушали собравшиеся слова князя и решили приступить на этом месте к постройке храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Поселок возле храма в нескольких километрах от Владимира был назван Боголюбово.
А чудотворную икону перенесли в неприметный Владимир, который в то время считался придатком Суздаля. Суздальцы даже презрительно называли владимирцев своими каменщиками.
С появлением во Владимире чудотворной иконы Богородицы город расцвел.
Став князем Ростово-Суздальской земли, Андрей Боголюбский построил во Владимире храм Успения Божией Матери из белого камня. В него он поместил привезенную из Вышгорода чудотворную икону. С той поры икона получила название Владимирской иконы Божией Матери.
А вот как рассказывает о деяниях князя Андрея СЕверцев-ПолИлов в написанном в 1909 году романе «Под удельной властью».
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
«Желая угодить переселившимся во Владимир южанам, Андрей назвал многие места в этом городе такими же именами, как и в Киеве. Во Владимире были и река Лыбедь, и Печорный город, и Золотые ворота с церковью над ними. Чтобы довершить сходство с Киевом, Андрей построил Десятинную церковь во имя Божией Матери, на содержание которой он отделил из своих доходов десятину, то есть десятую часть. Подобное отношение князя к церкви привлекало к нему сердца и любовь владимирцев.
Власть его укреплялась все сильнее и сильнее. Набожность Андрея была у всех на виду. Ежедневно он посещал храмы, где усердно со слезами молился, раздавал всенародно щедрую милостыню, кормил сирых и убогих, не забывал обителей, жертвуя на них крупные суммы. Часто видели его входящим ночью в храм, где, при свете мерцающей лампады, он долго один молился».
Вот и в свой смертный час князь Андрей Боголюбский молился. Он был убит в селе Боголюбово боярами-заговорщиками, и сцена расправы над князем — одна из самых сильных в романе. Последние слова, которые шепчет умирающий князь, обращены к Богу: «Господи, в руце Твои предаю дух мой!»
Несколько дней тело князя лежало без погребения — народ опасался мести злодеев. Но затем большая толпа владимирцев, возглавляемая священниками, явилась в Боголюбово, и им отдали любимого князя Андрея.
СЕВЕРЦЕВ-ПОЛИЛОВ:
Торжественно приближалось печальное шествие ко Владимиру. Толпы народа высыпали ему навстречу. Увидев княжеское знамя, наклоненное над гробом, народ заплакал. Он вспомнил суздальского князя, не раз водившего к победам, его благочестие и усердие к храмам Божиим.
Память о благоверном князе Андрее Боголюбском сохранилась в Отечестве. И свою посильную лепту в это внес ныне малоизвестный, а в дореволюционной России популярный писатель-беллетрист Григорий Тихонович Северцев-Полилов.
Владимир и Надежда Самойловы
В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт 17-летним мальчишкой, только что окончившим школу. Ему казалось, что прошла целая жизнь. Многое довелось испытать. И теперь, после боёв и бомбёжек, было даже немного странно, что можно просто гулять по улицам, общаться со старыми друзьями, ходить в кино и на танцы. Большой популярностью пользовались вечера в Одесском театральном училище. На одном из них Володя и встретил свою любовь. Тонкая, тёмноволосая, черноглазая Надя училась на втором курсе театрального. Владимир не мог оторвать от неё взгляда. А когда танцы закончились, предложил проводить до дома. Володя довёл её до подъезда, а потом пешком через весь город пошёл к себе. Ему казалось, что он летит, словно на крыльях. Хотелось смеяться, петь.
Надежде тоже приглянулся молодой фронтовик. Молодые люди стали встречаться. Каждый вечер — а занятия в театральном училище часто заканчивались уже затемно — Самойлов ждал Надю у дверей. Однажды во время прогулки, Владимир сказал Наде, что собирается продолжить образование и обдумывает, куда бы ему поступить. Может быть, на физико-математический? Ведь в школе он всегда был отличником по точным наукам. И девушка вдруг выпалила: «Иди к нам, в театральный!» И Володя пошёл. Всё лето учил басни, стихи, монологи. А осенью сдал экзамены и поступил сразу на второй курс. Теперь они с Надей ещё больше времени проводили вместе. Молодые люди решили пожениться.
Став мужем и женой, Владимир и Надежда были везде и всегда вместе— и в училище, и дома, и на сцене. Ещё студентами обоих зачислили в труппу Одесского русского драматического театра. Слава об их актёрском мастерстве со временем разнеслась далеко за пределы Одессы. Однажды Самойловым пришло письмо из Кемеровского театра с приглашением на работу. Супруги вынесли предложение на семейный совет. С одной стороны — хорошая «северная» зарплата. С другой — дома, в Одессе, налаженный быт, родные, друзья, любимый театр. Приняли решение — не ехать. А буквально через несколько дней у Владимира вдруг случился необъяснимый приступ удушья. Врач констатировал серьёзное заболевание лёгких и посоветовала сменить влажный южный климат. «Сибирь бы подошла», — заметил доктор. Решение было принято. Надежда поехала на вокзал и взяла билеты в Кемерово.
Там, в Сибири, через год у супругов родился сын Александр. Надежда блистала на сцене, а Владимиру стали поступать предложения от кинорежиссёров. Начались командировки. Надежда Фёдоровна старалась выстроить свой рабочий график так, чтобы вместе с сыном сопровождать мужа. Во время съёмок легендарной картины «Свадьба в Малиновке», где Владимир сыграл роль фронтовика Назара Думы, вся семья Самойловых несколько месяцев жила в настоящей украинской хате-мазанке. Когда поехать вместе не удавалось, супруги перезванивались и обменивались телеграммами. «Они постоянно нуждались друг в друге», — вспоминал сын актёров, Александр Владимирович Самойлов.
В 1968 году супругов пригласили в труппу московского театра имени Маяковского. Самойловы перебрались в столицу. Но однажды словно гром грянул среди ясного неба: у Надежды обнаружили злокачественную опухоль головного мозга. Владимир Яковлевич отменил все спектакли, чтобы быть рядом с женой. Казалось, она идёт на поправку. Но доктора не стали скрывать — со временем женщину ждёт потеря памяти, изменение разума и личности. Будет тяжело, предупредили врачи Владимира Яковлевича. Но он был готов пройти этот путь с любимой женой. А Надежда с нетерпением ждала, когда сможет снова вернуться на сцену. Однако руководство театра предпочло, пользуясь случаем, отправить артистку на пенсию. Тогда Владимир решительно положил на стол директора заявление о своём увольнении.
Он хотел заботиться о супруге до последнего её вздоха. Но вышло так, что ушёл из жизни раньше — инсульт... Когда Надежде сообщили о смерти мужа, её мозг под воздействием болезни работал уже не так, как прежде. Она не поняла, что произошло. Для неё её родной Володя по-прежнему оставался живым. Надежда Самойлова ушла вслед за супругом спустя ровно два месяца после его кончины. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Всю жизнь старались не разлучаться. И в вечность тоже ушли вместе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.