Сегодняшняя наша тема – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. И не где-нибудь, а совершенно точно: в Гончарах. И как мы понимаем, название местности возникло неспроста – жили здесь гончары. А кроме гончаров, еще и кузнецы. Что характерно, слобода в районе большого Таганского холма ранее стояла от города в стороне по соображениям, как сказали бы теперь, техники безопасности – промысел гончаров и кузнецов был напрямую связан с огнем. А огонь для полностью деревянной Москвы был самой опасной из стихий.
И понятно, что у каждой слободы был свой храм. Да не просто храм, а со своей, так сказать, профессиональной спецификой. И неудивительно, что стрельцы построили храм во имя Иоакима Воина. А в Ямской слободе ямщики поставили храм во имя покровителей лошадей Фрола и Лавра.
Но, пожалуй, гончары отличились более всего. Поставили они церковь в середине 17 века. И, ежели смотреть издалека, этот красивый пятиглавый храм, выполнен в стиле «русское узорочье» и относится к типу «огненных храмов», отличительной особенностью которых являются две-три горки так называемых кокошников на верху основного здания. Кокошники кладутся из кирпича и напоминают по форме языки пламени.
И, вроде, ничего необычного, но если вглядеться попристальней, то мы видим, что нижний ряд кокошников не сложен из кирпича, а вылеплен на абсолютно плоской стене. И выкрашен белой краской. Причем на красновато-коричневом фоне стен, который – я имею в виду фон – практически повторяет цвет обожженной в печи красной глины.
Иными словами, церковь более всего похожа на слепленную и обожженную в печи глиняную игрушку с покрашенными белою краской вылепленными деталями.
Делайте со мною, что хотите, но я совершенно уверен, что в оформлении внешнего облика церкви – или, как нынче модно говорить, в дизайне – гончары принимали самое непосредственное участие.
Впрочем, тому есть прямое доказательство. В конце 17-го века в Гончарной слободе жил и работал самый известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.
Так вот, именно его многоцветные изразцы и панно украшают и придел и трапезную Успенской церкви. Среди них – панно с изображением четырех евангелистов, один из любимых сюжетов Полубеса.
Главная же святыня Успенского храма, который, к слову, никогда не закрывался, - чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Попросить у нее помощи и увидеть храм, так похожий на красивую глиняную игрушку, вы можете в Москве, на Гончарной улице, 29.
Контакты: Церкви Успения Божией Матери в Гончарах
Адрес: ул. Гончарная, д.29
Как проехать:
От ст. метро "Таганская", "Марксистская"
Адрес сайта: bolgarskoe-podvorie.com
19 апреля. О личности и творчестве Александра Птушко

Сегодня 19 апреля. В этот день в 1900 году родился режиссер и художник-мультипликатор Александр Птушко.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Кто из представителей старшего поколения не помнит шедевральных мультфильмов «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»? Эти работы удостоены высших призов во всем мире, привлекали к советским мультипликаторам внимание высоких профессионалов. Уолт Дисней, как вспоминает дочь режиссера, прислал Птушко восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте! Я дам вам любую студию». А в ответ услышал: «Я русский человек, и никуда из России не уеду». Александр Лукич Птушко, как свидетельствуют современники, был всегда очень бодрым и радостным. Ему была присуща та особенная творческая веселость, которая столь разительным образом контрастирует с хандрой, пессимизмом, разочарованностью многих современных творческих людей. Эта энергия созидания радости свойственна и всем персонажам мультфильмов нашего замечательного автора. Он был действительно новатором. Привлекая десятки тысяч статистов, вошел даже в Книгу рекордов Гиннесса, настолько массовым было его искусство. Вместе со знаменитым сценаристом Роу он создал тот мир русской сказки, который до сих пор завораживает современного зрителя.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О церковной полиграфии

Сегодня 19 апреля. День российской полиграфии.
О церковной полиграфии — протоиерей Андрей Ефанов.
Полиграфия, то есть тиражирование типографским методом печатной продукции, началась на Руси в 1564 году с издания дьяконом Иваном Федоровым «Апостола». Книги, которые не только использованы за богослужением, но и в качестве учебника, по которому учились грамоте. Так духовные и образовательные программы были реализованы в одном издании. За 450 лет в России было издано неисчислимое количество разных книг, журналов, газет и прочей литературы. И если в советские годы религиозная литература почти не издавалась, то в остальное время ее доля в печатной продукции была достаточно значима и велика. Отдельно стоит вспомнить массовые тиражи бумажных икон, популярных как в XIX — начале XX века, так и в 90-е годы XX — начале XXI веков, позволившие иметь иконы почитаемых святых даже в небогатых семьях. Хочется верить, что и в современную цифровую эпоху полиграфия будет занимать свое значимое место в жизни людей и, как и раньше, помогать верующим в их религиозных потребностях.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 апреля. О духовных размышлениях христианина в этот день

Сегодня 19 апреля. Великая суббота.
О духовных размышлениях христианина в этот день — протоиерей Константин Харитонов.
Великая Суббота. Да молчит всяка плоть человеча. Этот день особенный, когда мы должны погрузиться в некое духовное молчание и провести это время в глубокой молитве. Почему? Потому что Господь в этот день сошел в ад и из ада вывел всех тех, кто ждал его. Этот день — день покоя, как и переводится само слово «суббота». День покоя, который Господь почил во времена творения, и день покоя, который Господь почил после своей крестной смерти. Этот день, как говорят, даже птицы не вьют гнезда. Это тишина на всей земле. Хотя мы готовимся к самой Пасхе и уже чувствуем некую весеннюю и пасхальную радость, которая нас зовет к этому торжеству. Но на самом деле это время особо духовного размышления того, и как мы с вами тоже все придем к воскресению из мертвых. К каждому из нас Господь сходит в этот день, как в ад. Ибо мы в духовном смысле и находимся в аду через свои грехи, через свои падения. И мы должны в этот день особенно поразмышлять и подумать о том, как протянуть руку Господу, уверовав в Него, чтобы нас Господь вывел из ада и чтобы нас привел к вечному воскресению.
Все выпуски программы Актуальная тема