Не так давно мы с мужем путешествовали по Италии. Как оказалось, взять на прокат хорошенькую машинку местного производства и отправиться на ней по соседним городкам - одно удовольствие и проще простого. Никого даже не заинтересовали мои международные права, а точнее их отсутствие. Машину нам подогнал сам хозяин автопроката - неторопливый итальянский старичок. Он же предупредительно привез и путеводитель на русском языке. Все формальности уладились за время, необходимое на то, чтобы выпить чашечку кофе.
Когда машина стояла у подъезда, нам оставалось только открыть карту и выбрать, куда ехать. Правда, вариантов оказалось не так много: замок или замок. Вся северная часть Италии - это в основном рыцарские замки: крепости, башни, оружейные склады и площади для проведения турниров перед ними. Причем, некоторые замки остаются обитаемыми до сих пор. Потомки рыцарей проживают там в нескольких отапливаемых комнатах, а все остальные открывают для посещения зеваками. Даже билеты продают.
Таких замков за день мы видели несколько. Но один запомнился мне больше других. Хозяева потрудились и собрали на окрестных огородах потрясающую коллекцию рыцарских доспехов: амуниции и вооружения. Самое интересное, что кроме шлемов и копий, им удалось найти и предметы средневекового рыцарского быта: музыкальные инструменты, посуду, мебель. И все это страшно любопытно!
Например, мы узнали, что рыцари и даже их дамы спали сидя, потому что лежачий человек похож на мертвого, а это не к добру. “Сидячие” кровати до сих пор стоят в том замке, где мы были. Или что святым покровителем рыцарской кухни почему-то считался святой Антоний Великий - основатель монашества, первый аскет и пустынножитель. Может быть, это потому, что рыцари часто уходили в походы, и военные условия не позволяли им наслаждаться изысканной кулинарией и были приближены к монашеским в бытовом плане? А ещё мы узнали, что внешне парадные легкие доспехи отличаются от тяжелых, боевых, формой носа на ботинках: если длинный и острый - для парадов, а если закругленный короткий - для войны.
Очень советую, если будете в окрестностях Венеции, оторвитесь на денёк от гондол, карнавальных масок и вездесущих японских туристов. Поезжайте загород, посмотрите незаслуженно забытые маленькие провинциальные городочки. Побродите по средневековым улочками, почувствуйте себя рыцарями и прекрасными Дульсинеями. Вам понравится!
30 мая. О Церкви Христовой

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
О Церкви Христовой — священник Алексий Долгов.
Словами, что нет уже ни иудея, ни язычника, нет раба несвободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно в Иисусе Христе, Господь показывает, что в Новом Завете те представления, которыми жили иудеи, особенно в плане межнациональных и межрелигиозных отношений, не имеют более значения. Иудеи считали, что только они наследуют царство Мессии, потому что являются потомками Авраама, а потому относились к другим народам в высшей степени пренебрежительно. Господь же говорит о том, что отныне к Богу может прийти каждый, вне зависимости от происхождения и пола, и для этого больше нет необходимости принимать иудаизм, обрезание и соблюдать закон Моисея. И хотя мир остается разнообразным по своему общественному устройству, культурным традициям, национальному составу, в новом обществе, Церкви Христовой, отныне не может быть никаких разделений и противопоставлений, потому что все и во всех Христос. Вот почему для Церкви Христовой важно было не происхождение, политические взгляды, непринадлежность к той или иной нации и даже не то, мужчина ты или женщина. Важна была лишь вера во Христа. Именно вера во Христа являлась решающим аргументом для принятия таинства Крещения, которое делало человека членом Церкви, водило его в мистическое единство с другими христианами и с самим Христом. Поэтому умоление или пренебрежение одного из членов Церкви неизбежно отражается на всем богочеловеческом организме, и Церковь всегда с этим боролась и продолжает бороться по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О подвиге Преподобной Евфросинии

Сегодня 30 мая. День памяти Преподобной Евфросинии, княгини Московской, в миру Евдокии, отошедшей ко Господу в начале пятнадцатого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
И династические браки бывают счастливыми. Преподобная Ефросиния в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 года была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Их союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. В трудное время был заключен этот брак. Кроме постоянного противостояния внешним врагам, продолжилось кровавое соперничество русских княжеств. Свирепствовала в Москве моровая язва, к этой беде присоединился страшный пожар в Москве, литовский князь Ольгерд осадил Кремль. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле всеми силами. Не прошло и пяти лет замужества, как князь Дмитрий поехал в Орду и вернулся, благодаря молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского с ярлыком на великое княжение. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали не только святитель Алексий митрополит Московский, и не только преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии, но и преподобный Димитрий Прилуцкий, который крестил других детей этой супружеской пары. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее совету принесли в Москву Владимирскую икону Божией Матери, которая чудесно защитила русскую землю. В тайне княгиня предавалась подвигу поста, под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написали знаменитый образ архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Пример преподобный напоминает нам, что и в княжеском дворце можно оказаться святой. И среди трудных перипетий жизни можно найти время для молитвы, поста, подвига. А значит и у нас нет повода сходить с пути спасения, мотивируя это лишь внешними обстоятельствами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О цене за место в Царствии Небесном

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
О цене за место в Царствии Небесном — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками на Тайной Вечере всегда вызывала неподдельный интерес у читающих, ведь в ней сконцентрированы важнейшие богословские истины. Какое же место готовит Христос своим ученикам? Конечно, место для учеников уже давно готово, поэтому Господь и говорит: «В доме отца моего обителей много». И до этого сказал: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца моего». Однако, чтобы ученики Господа и мы с вами попали в это Царство, Христу нужно открыть небо, которое для Адама и Евы и прочих было закрыто. Он должен был принять страдания за весь человеческий род, чтобы наступило Божье прощение. Вместо того, чтобы прямо сказать о том, что совершится через несколько часов после вечери, Спаситель использует художественный прием и говорит: «Я иду приготовить место вам». Какая огромная цена заплачена за это место для нас в Царстве Небесном! А как красиво это место, узнайте у апостола Иоанна Богослова, который подробно описал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. Потратьте несколько минут, чтобы прочитать последние две главы Библии, раскрывающие правду о Граде Божьем, которого достигнуть желаю всем вам.
Все выпуски программы Актуальная тема