 Послание апостола Павла к Галатам. Глава 5, стихи 22-26. Глава 6, стихи 1, 2.
Послание апостола Павла к Галатам. Глава 5, стихи 22-26. Глава 6, стихи 1, 2.
Первый век по Рождестве Христовом для Римской империи стал временем цивилизационного перелома. Языческая культура, достигнув вершины своего развития, начинает деградировать. Близится эпоха поздней античности, печальным символом которой явилась статуя богини Ники Самофракийской, лишенная рук и головы. Язычество Рима становится похожим на величественную, но одновременно беспомощную Нику – еще чувствуется энергия, но нет цели и возможности двигаться. Римское общество теряет прежнюю умеренность, все больше погружается в невоздержанность и порочность. Сходит на нет и вера в языческих богов. Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия – христианство. Сын Божий, Иисус Христос, пришел в наш мир и возвестил ему радостную весть о том, что истинный Бог, Отец Небесный, дарует людям спасение. После смерти Христа на Кресте и Его чудесного Воскресения миссию Спасителя продолжили Его ученики – апостолы. Одним из них являлся апостол Павел, прославившийся тем, что с особым рвением проповедовал именно в языческой среде. В течение своей жизни Павел посетил множество городов империи. Среди них имелись так называемые галатийские поселения, располагавшиеся в Малой Азии. Галатами в империи назывался народ, возникший благодаря смешению переселенцев галлов и местных греков. Галаты в большинстве своем были язычниками. Апостол Павел многих из них обратил в христианство, а впоследствии написал своим ученикам-галатам послание, в котором очень ясно обозначает разницу между языческим и христианским миропониманием. Отрывок из послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения.
5.22 Братья, плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 5.23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 5.24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 5.25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 5.26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 6.1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 6.2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
В Послании к Галатам апостол Павел призывает христиан Галатии окончательно порвать с языческим прошлым. В прозвучавшем отрывке апостол перечисляет добродетели, которыми обладает человек, поверивший во Христа и принявший крещение. Любовь, радость, мир присутствуют в жизни настоящего христианина. Они являются результатом искренней, добродетельной жизни. Христианин ради верности Богу отказывается от страстей и похотей и получает взамен светлое, радостное состояние души. Апостол Павел описывает разницу между добродетельной и греховной жизнью не просто так. Христиане Галатии жили в агрессивном языческом окружении. У некоторых галатов-христиан имелись родственники, по-прежнему жившие в язычестве. Все это создавало опасность возвращения недавно крестившихся к прежней языческой жизни. Поэтому апостол Павел не только описывает благие плоды христианской жизни, но и дает своим ученикам из Галатии конкретное указание что делать в случае, если кто-то из них согрешит. Павел призывает христиан Галатии относиться к окружающим с добротой, исправлять чужие ошибки с кротостью. Христианин, превозносящийся над другими людьми, гордящийся своей праведностью, во-первых, скорее похож на фарисея, чем на Христа, а во-вторых, осуждающий других сам обязательно впадет в грех. Поэтому апостол Павел советует христианам Галатии, а через них и нам не раздражаться по отношению к окружающим нас людям, а относиться к ним с добротой и вниманием. Именно это имеет ввиду Павел, когда заканчивает сегодняшний отрывок из послания к Галатам словами: “Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов”.
Чудесные узелки

Фото: Piqsels
Однажды отправились рыбаки к далёкому острову ловить рыбу. Дул попутный ветер, и они скоро добрались до места. Наловили возле острова много рыбы и стали подумывать о возвращении. Повернули свои лодки носом к большой земле и принялись грести. Но тут вдруг поднялся сильный ветер и понёс рыбаков обратно к острову. Ветер всё дул и дул, и не похоже было, что он собирается утихнуть.
Пристали рыбаки к острову и увидели избушку. В этой избушке жил седобородый старик. Попросились они к нему на ночлег.
— Вы откуда? Куда путь держите? — стал расспрашивать хозяин.
— Мы с большой земли. Ловили возле острова рыбу. Хотели вернуться домой, а тут поднялся встречный ветер и погнал нас обратно к острову. Ветер такой, что и думать нечего о возвращении, — отвечают ему рыбаки.
Говорит им тогда старик:
— Я помогу вам вернуться, если вы умеете держать слово.
Рыбаки отвечают:
— Слово мы сдержим, только помоги.
Тогда старик снял со стены веревку, на которой было три узла, дал её рыбакам и сказал:
— Идите, готовьте лодки, а как приготовите, развяжите на веревке первый узел. Сразу поднимется попутный ветер. В мгновение ока отнесёт он вас далеко от острова. На половине пути развяжите второй узел. А третий узел можно развязывать только на берегу. В море, смотрите, не развязывайте.
Рыбаки взяли веревку, поблагодарили старика и решили выйти в море рано утром.
Садятся они утром в лодки и все ещё не верят словам старика, посмеиваются.
— Поможет нам эта веревка! Как же! Но почему бы не попробовать?
Спустили рыбаки лодки и развязали первый узел. И вот чудо! Откуда ни возьмись, поднялся сильный попутный ветер. Лодки так и режут воду, только волны за ними пенятся.
На половине пути рыбаки развязали второй узел. Лодки полетели ещё быстрее. До большой земли совсем недалеко, уже крыши домов видно.
У самого берега решили рыбаки развязать и третий узел.
— Погодите, — вспомнил один рыбак. — Ведь старик с острова велел развязывать третий узел только на берегу. Не то беда может случиться.
Но товарищи не слушали его, им не терпелось с попутным ветром поскорее попасть домой.
— Какая ещё беда? Мы же совсем близко от берега, — сказали они и развязали третий узел.
В тот же миг ветер переменился и погнал лодку обратно к острову.
Рыбаки изо всех сил гребли к материку, но заветный берег не приближался. Ох, и ругали они себя весь день, пока бились с волнами и встречным ветром! Утром до дома было рукой подать, а теперь только глубокой ночью им с трудом удалось добраться до места.
Верёвку, которую дал старик с острова, рыбаки сохранили на память, чтобы детям историю про чудесные узелки рассказывать. А под конец всегда прибавляли: если дал слово — держи, оно должно быть крепче морского узла.
(по мотивам эстонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Умница Кабир

Фото: PxHere
Когда-то давным-давно жили в дальнем ауле старик со старухой. У них был единственный сын Кабир. Родители хотели, чтобы он в жизни горя не знал и стал богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей, велели идти в ближайший город и научиться торговать.
Но Кабир мечтал совсем о другом — получить знания в науках и искусстве.
Пришел мальчик в город, и вдруг услышал, как глашатай возвещает на улице:
— Кто хочет научиться хорошо писать, пусть идёт к учителю письма!
Кабир тут же отправился по указанному адресу и условился за сто рублей обучаться письму. Он научился писать прекрасным почерком и через год возвратился к родителям. Мать с отцом были очень огорчены, что их сын так и не научился торговать.
Набрали стрик со старухой ещё сто рублей, и опять отправили сына в город, чтобы тот узнал способы пускать деньги в оборот с выгодой.
— Кто хочет научиться играть на скрипке, пусть идёт к искусному скрипачу! — услышал Кабир на базарной площади. Мальчик отправился к учителю музыки, заплатил сто рублей и через год научился играть на скрипке так, что любой мог заслушаться.
Ох, и расстроились родители, узнав, что сын опять истратил деньги, как им казалось, на пустяки. Теперь они совсем стали бедняками.
— Я верну деньги, которые потратил на учёбу, — сказал Кабир, когда подрос.
Юноша отправился на заработки в столицу, и остановился переночевать в гостинице. Ночью ему не спалось, он вышел на улицу и обратил внимание, что в одном большом доме до сих пор горит свет.
— Там живёт правитель города. Он страдает бессонницей и не может заснуть, пока ему не сыграют на скрипке, — сказал ночной сторож. — Но городские музыканты только сердят его своей игрой...
Кабир отправился во дворец и попросил разрешения сыграть в спальных покоях правителя. Юноша играл так хорошо, что повелитель пришёл в прекрасное расположение духа и впервые за долгое время заснул с улыбкой на губах.
Наутро он позвал Кабира к себе и объявил:
— Я назначаю тебя придворным скрипачом. Мой писарь заболел, но уже завтра я продиктую указ, чтобы тебе назначили хорошее жалование, дали новую одежду и поселили во дворце.
— Благодарю, мой господин! Но зачем ждать завтрашнего дня? Я могу сам всё написать под вашу диктовку, — ответил юноша с вежливым поклоном.
— Откуда ты взялся, такой умница? — восхитился повелитель, когда увидел почерк Кабира и его начитанность. Вскоре он назначил его главным визирем.
Первым делом Кабир открыл в столице бесплатные школы для бедных детей и забрал во дворец родителей.
«Знания в науках и искусстве — вот главное богатство в жизни», — говорили старики соседям, покидая аул.
(по мотивам башкирской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Случай с продавцом груш

Фото: PxHere
Жил в одной деревне богатый крестьянин. У него был огромный сад, и фрукты его славились на всю округу. Но этот человек был таким жадным, что даже его жена и дети не знали, каков вкус яблок, персиков или груш. А уж соседям скряга и сморщенной вишенки не давал.
Однажды привёз крестьянин на базар целую тачку груш, которые продавал по самой высокой цене.
Вдруг к тачке подошёл нищий с протянутой рукой. Жадный торговец отвернулся и сделал вид, что не замечает просителя в лохмотьях, но тот заговорил.
— Добрый господин, я — бродячий актёр, пришёл в ваш город издалека. По дороге меня ограбили разбойники, и я два дня ничего не ел. Вы же не обеднеете, если дадите мне одну грушу.
— Ступай клянчить у других! — закричал сердито торговец. — Я даром никому ничего не даю.
— Но в вашей тачке лежат сотни груш, я же прошу только одну, и не обязательно лучшую. Стоит ли сердиться из-за такого пустяка? — удивился незнакомец.
— Из-за пустяка?!! — закричал скряга. — Да я за каждую грушу получаю деньги!
Он так раскричался, что на шум прибежал народ со всего базара.
—Дайте бедному человеку самую лучшую грушу, я заплачу за неё, — сказала сердобольная женщина из толпы.
Торговец взял деньги, и протянул нищему большую грушу. Тот её взял и сказал, обращаясь к народу:
— В этом городе живут добрые люди. Прошу вас, не расходитесь. Мне тоже хочется вас угостить.
Незнакомец быстро съел грушу, аккуратно собрав в ладонь её семена. Потом он выкопал посохом ямку, бросил в неё семена, засыпал землёй и полил водой из фляжки.
В толпе раздались удивлённые возгласы: в тот же миг из земли показался маленький росток, который на глазах становился выше. Минута — и растение превратилось в большое грушевое дерево, ещё одна — дерево зацвело и тут же покрылось сочными, крупными плодами.
Странник начал срывать груши и раздавать их людям. Сколько же у всех было радости!
Открыв рот от удивления, смотрел торговец на такие чудеса. Вот бы ему сад с такими деревьями! Тогда он стал бы самым богатым человеком в округе. Правда, тогда вместо тачки придётся завести большую телегу...
Но когда торговец оглянулся на свою тачку, он увидел, что в ней нет ни одной груши! Только тогда догадался скряга, что бродячий артист был фокусником, и при помощи своего искусства переместил на чудесное дерево все его груши.
Торговец бросился догонять нищего, но не нашёл его в толпе. Чудесное дерево тоже исчезло, и от него осталась лишь маленькая лунка в земле.
Впервые торговец вернулся домой без барышей, и, хотя он угостил людей грушами не по своей воле, настроение у него было непривычно приподнятое, а на душе светло.
Оказывается, отдавать даром и делать подарки тоже очень приятно.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



