
Фото: Vitalii Onyshchuk/Unsplash
Среди наиболее почитаемых афонских святынь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери. История этой иконы действительно уникальна. Первое упоминание об образе Богородицы, который потом будет называться «Иверским», относится к началу 9 века.
В Византии тогда правили императоры – уничтожители икон. Одна благочестивая женщина боялась, что её любимая икона Богоматери будет уничтожена, как и огромное количество иных святых образов. Поэтому она пришла с иконой к берегу моря и отправила её в странствие по волнам. Что было потом нам неизвестно. Известно лишь, что в 1004 году икона чудесным образом явилась рядом с берегом Афона. Рядом с тем местом, где до сих пор стоит Иверский монастырь. Своё название эта монашеская обитель получила благодаря тому, что её основали знатные грузинские семьи и первоначально Иверский монастырь населяли монахи-грузины. Иверия – древнее название Грузии.
Именно им и выпала честь встретить чудесным образом явившуюся икону. Монахи пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её икону. В те годы рядом с Иверской обителью жил святой старец Гавриил. Ему было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Её образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.
Монахи постарались найти в обители для иконы самое торжественное место. Но образ постоянно исчезал и оказывался над вратами обители. Монахи стали называть Иверскую икону «Вратарница» и через некоторое время поместили её в специально построенную церковь у врат обители. Там Иверская икона и находится в наши дни.
Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У неё есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через её края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед некоторыми военными конфликтами и катаклизмами - например, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.
Иверская икона никогда не покидала пределов своей обители. Она лишь иногда переносится из одного храма монастыря – в другой. Знаменитой традицией Иверского монастыря является торжественный крестный ход, во главе которого несут икону. Крестный ход проводится в первый вторник после Пасхи и его участники не выходят за территорию обители. Монахи так трепетно подходят к этому вопросу, поскольку cогласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон.
Иверские монахи никогда не отвечали отказом на просьбы прислать копию чудотворного образа. Так список Иверской иконы появился в 17 веке на Руси. Специально для него у стен Кремля была построена особая часовня, названная Иверской. Она существует и сегодня, и каждый желающий может зайти в неё и поклониться копии Иверской иконы, которая, как и оригинал, прославлена многими чудесами.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема