
Фото: Vitalii Onyshchuk/Unsplash
Среди наиболее почитаемых афонских святынь находится чудотворная Иверская икона Божией Матери. История этой иконы действительно уникальна. Первое упоминание об образе Богородицы, который потом будет называться «Иверским», относится к началу 9 века.
В Византии тогда правили императоры – уничтожители икон. Одна благочестивая женщина боялась, что её любимая икона Богоматери будет уничтожена, как и огромное количество иных святых образов. Поэтому она пришла с иконой к берегу моря и отправила её в странствие по волнам. Что было потом нам неизвестно. Известно лишь, что в 1004 году икона чудесным образом явилась рядом с берегом Афона. Рядом с тем местом, где до сих пор стоит Иверский монастырь. Своё название эта монашеская обитель получила благодаря тому, что её основали знатные грузинские семьи и первоначально Иверский монастырь населяли монахи-грузины. Иверия – древнее название Грузии.
Именно им и выпала честь встретить чудесным образом явившуюся икону. Монахи пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её икону. В те годы рядом с Иверской обителью жил святой старец Гавриил. Ему было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Её образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.
Монахи постарались найти в обители для иконы самое торжественное место. Но образ постоянно исчезал и оказывался над вратами обители. Монахи стали называть Иверскую икону «Вратарница» и через некоторое время поместили её в специально построенную церковь у врат обители. Там Иверская икона и находится в наши дни.
Перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У неё есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении общемировых бедствий или каких то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через её края. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед некоторыми военными конфликтами и катаклизмами - например, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба.
Иверская икона никогда не покидала пределов своей обители. Она лишь иногда переносится из одного храма монастыря – в другой. Знаменитой традицией Иверского монастыря является торжественный крестный ход, во главе которого несут икону. Крестный ход проводится в первый вторник после Пасхи и его участники не выходят за территорию обители. Монахи так трепетно подходят к этому вопросу, поскольку cогласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон.
Иверские монахи никогда не отвечали отказом на просьбы прислать копию чудотворного образа. Так список Иверской иконы появился в 17 веке на Руси. Специально для него у стен Кремля была построена особая часовня, названная Иверской. Она существует и сегодня, и каждый желающий может зайти в неё и поклониться копии Иверской иконы, которая, как и оригинал, прославлена многими чудесами.
«Нарисовать рассвет»

Фото: Burhan Erdinç / Pexels
Алексей, восемнадцатилетний студент Суриковского училища, приехал в Переславль-Залесский на неделю — специально для того, чтобы писать рассветы. Он помнил их с детства, бывал здесь с родителями, забирался на гору, любовался солнцем, восходящим над городом, над полоской озера... Это было несказанно красиво, и именно здесь, в Переславле, маленький Алёша решил стать художником.
Прошло десять лет — и вот он с этюдником, с набором пастельных мелков поднимается на знакомую гору, располагается у стены древнего монастыря... Город внизу — как на ладони. Блестят в лучах утреннего солнца купола церквей, переливается озеро, отражая небо. А небо — просто чудо, словами не описать. Алесей пытается запечатлеть это чудо на бумаге, но получается совсем не то. Те же цвета, но недостаёт чего-то главного.
Так происходит и в первое утро, и во второе, и в последующие... На пятый день рядом с Алёшей расположился с этюдником худощавый смуглый человек. Спокойно перекрестился, прищурился, глядя в даль. А потом на его холсте возникло чудо. За какой-то час мастер смог сделать то, чего молодой художник так и не добился за рабочую неделю.
Так Алёша познакомился с Павлом, ставшим его другом и наставником на долгие годы. А главный свой секрет Павел открыл ему сразу же — по пути с горы, когда художники вместе спускались по узкой тропке среди высоких трав. «Помни, не ты художник — а Господь. И проси Его, чтоб позволил красоту Его запечатлеть... Без Бога у нас не получится ничего».
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Объятья близких»

Фото: Helen / Pexels
Однажды пенсионерка Зинаида Ивановна посмотрела по телевизору передачу о том, как жить долго и счастливо. Ведущий программы рекомендовал обниматься с кем-то близким и родным хотя бы пару раз в день. «Никому-то я не нужна... — подумала Зинаида Ивановна, — живу одна, и сама-то обнимаю только кошку...»
А наутро пошла она в храм на службу — и на ступенях с давней знакомой встретилась. Разулыбались обе, обнялись. В храме, пока литургия не началась, Зинаида Ивановна то с одной женщиной обнимется, троекратно расцелуется, то с другой... «Да что ж это я вчера-то? Будто морок какой нашёл! Тут-то, в храме нашем, все такие родные!»
Той женщиной, с которой Зинаида Ивановна встретилась на ступенях, была я. А про телепередачу она мне уж на обратном пути из храма рассказала. «Вы мне звоните, Зинаида Ивановна, когда одиноко. Уж приду, обниму!» — сказала я ей при расставании у подъезда. А она ответила: «Да просто грустным мыслям поддаваться нельзя!» И добавила: «Господь нас всех обнимает, родные мы Ему и близкие!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Огоньки во тьме»

Фото: İrem Meriç / Pexels
С подругой детства Олей мы живём в разных городах, изредка переписываемся по интернету, шлём друг другу интересные фотографии. А сегодня утром я разбирала снимки минувшей весны и задержалась на очень выразительном фото: ночь, пасхальный крестный ход, много огоньков от лампадок, что светятся в руках у людей... И всё это в темноте, на фоне почти чёрного неба и такого же озера, ведь наш храм стоит на самом берегу.
Решила отправить этот снимок Оле, и вдруг телефон коротко звякнул прямо у меня в руке: Оля тоже вспомнила обо мне и что-то выслала! Смотрю — а это фотография: огоньки во тьме, цепочкой, уходят куда-то вдаль... Удивительное совпадение!
Оказалось, Оля сейчас в Египте, а снимок сделан при восхождении на гору Синай. Вереница паломников из разных стран шла с маленькими фонариками сквозь холодную ночь, чтобы встретить рассвет на вершине горы, на которой когда-то Моисей говорил с Богом.
У меня дух захватывало от Олиных впечатлений. А потом и я выслала ей наши огоньки... Перекликались, рифмовались две фотографии. И вспомнились слова евангельские: «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме».
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе