Одного изречения — «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи» — уже хватило бы, чтобы признать его автора величайшим русским святым. Преподобный Серафим Саровский этой фразой, зацитированной до дыр, объяснил, как поступать христианину, когда хочется сделать мир лучше. Преображение мира вокруг начинается с преображения себя изнутри. Теория, общие слова? Но говорят, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. А общие слова, если бы становились руководством к действию, работали бы очень эффективно. Представьте, если бы все люди на практике подчинили свою жизнь заповедям о любви к ближнему — пошел бы один с войной на другого?
Другое знаменитое изречение батюшки Серафима — «истинная цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого» — вполне могло показаться отвлеченной метафизикой уже его современникам: достаточно вспомнить нравы высшего общества, убедительно описанного Пушкиным в «Евгении Онегине» или Грибоедовым в «Горе от ума». Но для преподобного Серафима смирение, любовь к ближнему и, главное, личность Христа — все это было не метафизикой, не общими словами, а самой настоящей действительностью.
Есть святые, значительность заслуг которых ощутима даже для нецерковного взгляда. Например, святой князь Владимир крестил Русь. Преподобная Елизавета Федоровна основала обитель милосердия. Святитель Николай Чудотворец творил чудеса. Такие дела понятны, осязаемы и велики. А что на этом фоне делал преподобный Серафим Саровский? Как будто ничего: просто молился, просто постился, просто читал Евангелие, просто принимал посетителей и всегда встречал их словами: «Радость моя, Христос Воскресе»… Но с христианской точки зрения, такое сугубо внутреннее делание — занятие не менее серьезное, чем любые действия, обращенные вовне. А может быть, даже более серьезное. Молиться — не значит бездействовать. Молитва — это труд, потому что обратиться к Богу по-настоящему — и вправду трудно. Ведь это напрямую связано с очищением самого себя. Не это ли означает сделать мир лучше, раз я — тоже часть этого мира… «Стяжи дух мирен внутри себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Внешние «общественные» заслуги у преподобного Серафима тоже есть. По его благословению, недалеко от Сарова основан Серафимо-Дивееский женский монастырь — без преувеличения один из самых посещаемых монастырей Русской Православной Церкви сегодня. По преданию, место, на котором позже будет основан Дивеевский монастырь, указала святому сама Богородица — и велела, чтобы монахини обнесли это место специально вырытой канавкой. Сейчас ее так и называют — Святая канавка. Преподобный Серафим сказал про нее: «Кто пройдет по этой канавке и прочтет сто пятьдесят молитв Богородице, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». О чем это? Конечно, не о галлюцинациях и не о самоубеждении. Речь о том, что религиозный опыт, близость к Богу и радость веры — все это может быть одним и тем же как в Дивеево, так и в Иерусалиме и вообще в любом месте. Даже в маленькой хижине в саровском лесу. В этом — возможно, главный урока батюшки Серафима.
Лоренцо Венециано «Чудо св. Николая на море»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Здравствуйте, дорогая Маргарита Константиновна! Как вы добрались из Москвы?
— Добралась замечательно, Никита, спасибо! И как чудесно встретиться с тобой здесь, в Эрмитаже. Сразу приобщиться к прекрасному, а заодно и о жизни поговорить...
— Да, ваши рассказы о картинах каждый раз производят на меня неизгладимое впечатление. Кстати, я пока вас ждал, бродил здесь, по залам западноевропейской живописи и обнаружил интересную картину. Она недалеко, сейчас покажу вам. Пойдёмте!
— Любопытно, что за полотно на этот раз тебя заинтересовало...
— Вот, смотрите!
— Это работа итальянского художника Лоренцо Венециано, «Чудо святого Николая на море». Написана в 14-м веке. И в самом деле картина замечательная!
— На ней изображён небольшой корабль, терпящий бедствие. Находясь во власти волн, он стоит чуть ли не вертикально относительно линии горизонта. На палубе — несколько моряков. Они сбрасывают в воду бочки и ящики, чтобы уменьшить вес судна. А на корме, вознося молитвы к Богу, возвышается святой Николай.
— Да, именно возвышается. Интересно, что художник изобразил его таким большим по отношению к другим людям на корабле. На этой картине изображён момент посмертного чуда, совершённого святителем Николаем Мирликийским.
— А что значит «посмертного»?
— Это означает, что святой Николай совершил чудо уже после окончания своего земного пути. Согласно церковному преданию, несколько благочестивых мужей отправились морем на поклонение мощам святителя Николая в город Миры Ликийские. В пути их застала буря, но по молитвам святого Николая, море утихло, и паломники благополучно добрались до своей цели.
— Мне так понравились краски на этой картине. Несмотря на то, что сюжет пугающий, художник изобразил историю красочно, светло! Море — такое прозрачное, изумрудное, завитки волн светлые. Смотрю на детали и понимаю, что никакого страха нет! Этим ребятам на корабле нечего бояться!
— Правильно, Никита! Ведь с ними святой Николай, а значит, и сам Господь.
— А посмотрите-ка в правую часть картины, художник изобразил, как мелкие бесята в страхе покидают корабль. Похоже, они-то и устроили эту бурю, чтобы погубить людей.
— Да, и ты правильно подметил — они мелкие. Таким образом Лоренцо Венециано подчёркивает, насколько велик Господь, и как ничтожно то, что пытается Ему противиться.
— А знаете, Маргарита Константиновна, почему ещё мне понравилась эта картина? Потому что моряки не паникуют, не бегают в страхе по палубе, а дружно вычерпывают воду. Они пытаются спастись и спасти корабль! Они действуют!
— Моряки похожи на тебя, Никитушка. Ведь ты с детства смело встречал трудности, старался не сдаваться и не унывать. Поэтому я не удивляюсь, что картина итальянского художника 14-го века Лоренцо Венециано так приглянулась тебе. Это не просто ценный экспонат Эрмитажа. В этой работе — жизнь, во всём круговороте событий. Яркая, полная, настоящая. В ней труд и радость молитвы. В ней любовь. В ней — надежда на Бога.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Василий Поленов «Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, какая же красота здесь, в усадьбе Поленово! Меня не покидает ощущение причастности к чему-то стародавнему. И даже храм Живоначальной Троицы, в котором мы с вами сейчас находимся — хоть и построен в начале 20-го века — будто создан в древности... И что-то мне напоминает...
— Здесь, в самом деле, замечательно, Александр Петрович! А я, кажется, поняла, почему у вас в этом храме возникло ощущение далёкой старины.
— Интересно, и почему же?
— Когда художник Василий Дмитриевич Поленов задумал возводить в своём имении эту каменную церковь на месте обветшавшей деревянной, он обратился к эскизам древних псковско-новгородских храмов 11-12 веков. И разработал на их основе проект внешнего строения и фасада Троицкой церкви. А вот внутреннее убранство Поленов, так сказать, отправил ещё на несколько столетий назад.
— Как вы интересно рассказываете... Я чувствую себя путешественником во времени!
— За образец внутреннего устроения храма Василий Дмитриевич взял подземную церковь святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалиме.
— Ну конечно! Один из приделов храма Гроба Господня! Ведь я молился в этом храме больше двадцати лет назад! Ах, Святая Земля...
— Василий Поленов тоже бывал там в экспедиции. Его потрясла архитектура храма Гроба Господня, со всеми церквями, сооружёнными вокруг него в разные века...
— Да-да, там несколько приделов, объединённых в одно пространство.
— Всё это впечатлило художника. Василий Дмитриевич в 1882 году привёз из Иерусалима целую серию этюдов, выполненных маслом, с изображением фасадов и внутреннего убранства этого грандиозного сооружения. Почти все эскизы приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
— И они сейчас находятся у вас в Третьяковской галерее...
— Именно так. И на одном из эскизов, который я для вас найду в своём телефоне, как раз изображён интерьер подземного храма Святой равноапостольной царицы Елены. Минуточку... Вот, посмотрите, пожалуйста.
— О, это сложно назвать эскизом. Кажется, что я вижу на экране полноценное живописное полотно, выполненное со всеми нюансами.
— Да, мы смело можем назвать работу Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» — законченным произведением искусства. Как детально прописаны архитектурные элементы, вот эти древние колонны, лики святых на стенах храма. Интерьеры подземной церкви весьма аскетичны. Это — дань памяти святой царицы. Истинная христианка, она во всём предпочитала скромность и умеренность.
— А вот здесь, слева художник изобразил скамейку, на которой сидела царица, пока велись раскопки. Нам говорил об этом экскурсовод в той поездке двадцатилетней давности.
— Да, в 325-326-м годах раскопки там велись масштабные. Благодаря царице Елене была найдена Голгофа и Гроб, в котором погребли Христа после смерти на кресте. Елена на средства сына, византийского императора Константина, возвела в Иерусалиме первые христианские храмы. Но главное — она отыскала Крест, на котором распяли Спасителя.
— Поэтому вполне справедливо, что её именем был назван подземный храм в Иерусалиме. А спустя века и на русской земле появился похожий (по крайней мере по интерьеру) храм. Посмотрите вокруг нас, Маргарита Константиновна. Те же величественные своды, те же четыре массивных колонны с тонким резным орнаментом...
— Для Василия Поленова было важным воссоздать здесь, в своём имении, частицу Святой Земли.
— А у меня идея, Маргарита Константиновна! А не съездить ли нам с вами как-нибудь в Иерусалим? Я бы хотел ещё раз побывать там, где проповедовал Христос, где Он принял крестные страдания и смерть за весь человеческий род... Прикоснуться к святыням, побродить по улицам древнего города...
— Когда-нибудь съездим, Александр Петрович. Но сначала предлагаю вам приехать к нам в Третьяковскую галерею, поближе познакомиться с картиной Василия Поленова «Церковь святой Елены. Придел Храма Гроба Господня» и другими этюдами, которые художник создал на Святой земле.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Аполлинарий Васнецов. «Москва. На торгу в XVII веке»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Оля, здравствуй! Спасибо, что поддержала мою идею провести сегодняшнее утро в Государственном историческом музее!
— Маргарита, мы в последнее время так редко видимся, что я бы с тобой и на край света отправилась. Но помнишь наш уговор: после музея идём на рынок выходного дня! Здесь недалеко.
— А давай отправимся прямо сейчас. Не выходя из музея. Только во времени немного переместимся.
— Это как?!
— Очень просто. Пойдём-ка в Отдел изобразительных материалов.
— Ну, вот мы и перенеслись на 4 столетия назад. Взгляни — прямо перед нами полотно художника Аполлинария Михайловича Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке».
— Какая большая картина! Действительно, словно портал в прошлое! Но, подожди — ты сказала, что художника зовут Аполлинарий Васнецов? Он имеет какое-то отношение к Виктору Васнецову?
— Аполлинарий Михайлович — его младший брат. Впрочем, он никогда не был в тени знаменитого живописца. Творчество Аполлинария Васнецова — самобытное и уникальное. Его называли летописцем старой Москвы.
— Художник, и одновременно — летописец?
— Летописями стали сами картины Васнецова. Он тщательно изучал исторические источники, этнографические и археологические материалы, средневековые карты и планы Москвы. Художнику удавалось мастерски сочетать научный подход с творчеством и создавать картины, близкие к исторической правде. Фактически, он реконструировал на своих полотнах прошлое древнего града. Как говорил сам Аполлинарий Васнецов — проникал в тёмную даль времён посредством пейзажа.
— Маргарита, и правда, картина словно написана с натуры! Как будто слышишь шум большого торга. И вместе с пёстрой толпой разглядываешь товары.
— Пёстрая толпа — это ты верно подметила, Оля. Посмотри, какими яркими красками выписал художник народ на рыночной площади.
— На прилавок с деревянной посудой и тканями опирается мужчина в кафтане из золотой парчи и шапке, отороченной мехом. Такую одежду в 17-м веке носили богатые бояре. А чуть впереди идёт человек в кафтане изумрудного цвета. Это тоже парча — видишь, как переливается узор на солнце? Потрясающе живого эффекта сумел добиться живописец довольно крупными мазками кисти.
— И это только те, кого можно увидеть на первом плане. А народу на картине много — толпа устремляется буквально к горизонту. Туда, где над торгом возвышается многоглавая белая церковь. Интересно, что это за место?
— Картина «Москва. На торгу в 17-м веке» — тот редкий случай, когда Аполлинарий Васнецов не сделал очевидной топографической привязки. Однако я видела эскиз Васнецова к этой работе. На нём больше узнаваемых архитектурных деталей. Например, видны кремлёвские стены и башня. Так что, скорее всего, место торга — Китай-город. Сегодня это район Москвы, а в 17-м веке он был посадом — торговым и промышленным пригородом, где часто проходили ярмарки.
— А мне очень нравится эффект, который создаёт белокаменный храм, возвышаясь над торгом. Художник как будто хочет подчеркнуть, что даже в житейских заботах нужно всегда помнить о Боге.
— Интересная мысль, Оля! Кстати, рядом с каменным храмом стоит ещё и деревянный, вероятно, более древний. Обе церкви являются доминантой картины «Москва. На торгу в XVII веке».
— Жаль, что эти храмы до наших дней не сохранились. Они такие воздушные, лёгкие, словно парящие. Аполлинарий Васнецов сумел потрясающе передать их красоту. Признаюсь честно: мне совсем не хочется уходить с этого московского торга 17-го века.
— И замечательно! Давай побудем ещё немного.
Картину художника Аполлинария Васнецова «Москва. На торгу в XVII веке» можно увидеть в Государственном историческом музее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром