Сейчас трудно себе представить, а ведь когда-то не было электричества, центрального отопления и газоснабжения. От этого в России появился обычай строить не один, а два храма вместе. Один летний, а другой — зимний. Один – просторный и более роскошный, а другой – всегда маленький, приземистый, с малыми оконцами, чтобы меньше тратить дров на отопление.
Один из таких комплексов в Соликамске – Спасо-Архангельский архитектурный ансамбль из двух церквей. Раньше в него входили четыре сооружения: Спасская летняя и Архангельская зимняя церкви, отдельно стоящая шестиярусная колокольня и часовня на могиле убиенных в XVI веке при вогульском набеге защитников города.
Архангельская церковь первоначально была деревянной, двухэтажной. Находилась на территории соликамской крепости. Сгорела в 1672 году и была восстановлена на том же месте и снова из дерева. Просуществовав несколько десятилетий, новая деревянная Архангельская церковь снова сгорела дотла 11 января 1712 года среди бела дня. Согласно летописи, «в нощи той было с небеси знамение над горелою церковию подобно свету, яко кругу с лучами». Что это было за явление, науке неизвестно. Прихожане истолковали знамение в пользу строительства каменного храма, спешно собрали средства и в том же 1712 году заложили новую Архангельскую церковь.
Спасская летняя церковь была заложена 27 мая 1689 года. Точной даты освящения Спасской церкви нет. По некоторым сведениям, предполагается 1691 год, но вряд ли темпы строительства были настолько скорыми. В новом храме устроили два придела – во имя Иоанна Богослова и Симеона Столпника. После очередного пожара 1743 года придел оставили один – Иоанновский.
Спасская церковь некогда была в особом почтении у горожан. Сложилось это еще во времена существования крепости и деревянного храма. По свидетельству соликамского летописца: «В 1656 году в городе свирепствовала какая-то повальная болезнь. Жители прибегали к Богу с молитвами, особенно Нерукотворенному образу Спасову и положили обет каждый воскресный день совершать крестный ход к башне, где был образ Спасителя. И болезнь отступила». Соликамцы свято выполняли свой обет. Этот обычай соблюдался до начала XIX века.
Обе церкви-сестры в Соликамске были закрыты одними из первых – в 1929 году. Их разграбили, поглумились над архитектурой и, в конце концов, передали в ведение НКВД. Что было дальше – я думаю, вы догадались.
Ожили Архангельская и Спасская церкви в 70-х годах. Восстановление, реставрация… Вот только в Спасской церкви ведутся службы, а в Архангельской – располагается городской архив. Планируется перевести архив в более приспособленное помещение, а церковь отдать верующим. Дай Бог…
Кстати сказать, церквей в Соликамске очень большое количество, благодаря чему Соликамск является идеальным местом для туров на выходные дни.
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
Псалом 7. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 7. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 220 зач. (от полу́), II, 11-13.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Псалмы и вслед за ними вся молитвенная традиция христианства учат нас, что есть две основные темы для молитвы: во-первых, славословие, во-вторых, покаяние. Учители молитвы рекомендуют нам всегда помнить о двух вещах: о наших грехопадениях, ведь таковая память исключает развитие тщеславия, и о милости Божией к нам, ведь благодаря ей мы освободились от уз страстей и пороков. Умение не забывать ни о первом, ни о втором — это тот навык, без которого вряд ли можно достичь успеха в духовной жизни. Об этом навыке говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Эфесянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 2.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Эфесянам начался с призыва помнить. Помнить о том, кем были адресаты апостола Павла, помнить о том, какую милость оказал им Бог. Этот призыв не нов, его мы можем найти и Ветхом Завете. Так, в книге Второзаконие неоднократно звучат обращённые к израильскому народу слова: «Помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь Бог твой освободил тебя оттуда» (Втор. 24:18). Израильтяне действительно помнят, и с этим воспоминанием связаны основные праздники иудаизма, с ним же связаны и многие повседневные молитвы. Библейская традиция свидетельствует, что воспоминание о событиях священной истории, о роли Бога в личной истории человека, — это фундамент благочестия. Именно поэтому в наших храмах каждый день совершается литургическое воспоминание евангельских событий, а также жизни святых.
Однако апостол Павел писал не об этом, он указывал на конкретные события в жизни эфесских христиан. Во-первых, он указал им на то место, которое они занимали до обращения ко Христу: они были отчуждены от Бога, великие обетования Ветхого Завета их не касались, у них не было никакой надежды, они были безбожниками.
Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое пояснение: советская эпоха с его богоборчеством наполнила слово «безбожник» тем смыслом, которого у него не было изначально, и если мы, благодаря эпохе гонений на Церковь, под этим словом понимаем того, кто отрицает Бога и борется с Церковью, то Новый Завет вкладывает несколько иной смысл, у апостола Павла речь идёт о тех, кто живёт без Бога. Не отрицает бытие Божие, не борется с Богом и Его Церковью, а живёт вдали от Бога, чаще всего, не по своей воле, а по причине, так сказать, природного характера — просто этим людям не повезло родиться в языческой среде, следовательно, в ситуации отсутствия Церкви Христовой в мире им попросту неоткуда было взять знание о Боге, и не было возможности начать жить в присутствии Божием.
Но вот всё изменилось, в жизнь этих людей пришла Церковь Христова, они перестали быть чужаками. Опять же: для нас это может быть не совсем понятно, ведь Церковь присутствует в нашей жизни как некий фон, мы можем не быть воцерковлёнными христианами, можем и вовсе не быть христианами, но Церковь присутствует как историческое и общественное явление. В какой бы части света мы ни находились — Церковь есть везде. Тот мир, в котором жил апостол Павел, был совсем другим. Церковь лишь начинала свой исторический путь, ещё не существовало ни одного христианского храма, были лишь общины верующих, и среди них был Дух Святой, было Царство Божие. Конечно, первые христиане ценили то богатство, которое они обрели. Но человек привыкает ко всему, привыкает он и к Церкви, как следствие, он рискует утратить первоначальное благоговение.
Эта опасность подстерегает любого христианина, и нынешнее краткое апостольское чтение подсказывает нам способ противодействия ей: нужно учиться помнить о действиях Божиих в нашей жизни, помнить и ценить их.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов












