Почти шестьдесят лет прожили вместе Пётр Капица и Анна Крылова. У них были удивительные отношения, основой которых стало полное доверие. Пока Капица делал научные открытия, Крылова - личные.
Счастливая жизнь молодого физика Петра Капицы была разрушена в 1918 году. От гриппа умерли его жена и двое детей. От полного отчаяния Петра спас академик Иоффе. Он включил Капицу в состав группы, отправленной за границу устанавливать научные связи между Западом и Советской Россией. Пётр начал работать в Кембридже. Попав по случаю в Париж, он познакомился с русской эмигранткой – художницей Анной Крыловой. Аня показывала Петру город, водила его в кино и музеи. Капица озорничал как ребёнок. Он мог, например, залезть на фонарный столб и при этом его интересовала реакция Ани. А она вела себя так, как будто в Париже каждый день по столбам лазают знаменитые физики, не возмущалась, не читала нотаций и Петру это очень нравилось.
Аня мечтала о поездке в Англию. «Птица-Капица», как называла его девушка, обещал опекать её в незнакомой стране. Аня приехала, и молодые люди повторили парижский сценарий: музеи, прогулки и разговоры без конца. Аня записывала в дневнике: «Очень умный. Тягаться трудно». Потом он провожал её на вокзал. Аня стояла у окна вагона, он на перроне. Она увидела его грустную одинокую фигуру и вдруг поняла: этот человек стал ей очень дорог. Видимо, он почувствовал то же самое, потому что примчался в Париж чуть ли не на следующий день. Но всё никак не решался сделать Ане предложение. Она взяла инициативу в свои руки: «Я считаю, что мы должны пожениться». Пётр страшно обрадовался. Они обвенчались в русской церкви и уехали в свадебное путешествие. Но уже через несколько дней Пётр сказал, что ему хочется в Кембридж. Аня сделала очередное открытие: главное для мужа – работа. А жене нужно с этим смириться и не устраивать скандалов. В Англии у супругов родились сыновья Сергей и Андрей. В жизни семьи всё складывалось прекрасно: любовь, дети, дом и лаборатория, подаренная Петру Кембриджем.
В 1934 году Пётр Леонидович приехал в Советский Союз навестить родных. Обратно его уже не выпустили, объяснив, что он нужен своей стране. Аня с детьми осталась в Кембридже. Тосковала, писала мужу: «Дорогой мой зверочек! Я тебя люблю ужасно. И нет у меня слов, чтобы ты это понял. Но ты знай это и всегда помни». Аня не хотела мириться с тем, что мужа держат в России. Она обращалась за помощью к разным учёным. Те просили советское правительство отпустить Капицу обратно. Не отпустили. Напротив, специально для него создали Институт физических проблем. Аня подняла шумиху в западной прессе. И это не помогло. Тогда Анна с сыновьями переехала в Москву.
Капица успешно работал. На него сыпались премии, он стал Героем Социалистического труда. Власть его не трогала, несмотря на то, что Пётр Леонидович писал письма Сталину, защищая своих коллег. Опала началась позже, когда Капица отказался заниматься атомной бомбой. Его тут же уволили из института. Состояние учёного было ужасным. Казалось, что всё потеряно. Но присутствия духа Пётр Леонидович не терял. Создал на даче, как сам говорил, «избу физических проблем» и продолжал делать опыты. Считая, что обязан содержать семью, своими руками мастерил мебель, поскольку всю обстановку в доме конфисковали. А Анна Алексеевна хозяйничала: завела огород, кур, топила печи. Она всегда придерживалась того мнения, что мужчина должен уметь принимать решения. И как бы ни боялась за супруга, никогда его не осуждала. Старалась быть прочной опорой. Всю свою жизнь подчинила одной задаче: сделать всё для того, чтобы Капица мог работать.
После смерти Сталина Петру Леонидовичу вернули его институт. Снова посыпались награды и премии. В том числе Нобелевская. Деньгами Капица распорядился просто: обеспечил внуков квартирами, а себе купил машину.
Когда с ним случился инсульт, Анна Алексеевна две недели вместе с врачами боролась за жизнь супруга. Он умер, так и не приходя в сознание. Через три дня Анну Алексеевну сразил инфаркт. Она была очень сильной женщиной, но не понимала, как ей жить без мужа, что делать. Мир, который она строила 57 лет, рухнул. Но оставался архив супруга, и она занялась им. А потом создала музей Капицы. Кроме неё эту работу сделать не мог никто.
Пётр Капица и Анна Крылова были необходимы друг другу. И абсолютно друг в друге уверены. В том, что никто из них никогда не предаст. Даже в самые страшные годы они выжили, потому что были вместе. И это сделало их жизнь счастливой.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












