О чём вы подумаете, если речь зайдёт об Инкермане?
Кто-то вспомнит знаменитое на весь мир крымское вино, кто-то белый строительный камень Инкермана. А у кого-то в памяти всплывут воспоминания об удивительном месте – пещерном Инкерманском монастыре. Он, и вправду, завораживает.
Многовековая история монастыря не сохранила точного времени его основания, но точно известно, что скальные пещеры появлялись в разное время.
Самую раннюю датируют первым веком от Рождества Христова. А её создание связывают с известным христианским святым – Климентом Римским. Тем самым, который жил в первом веке и лично знал апостола Петра, а потом стал третьим его преемником – папой Римским.
В конце первого века он был сослан сюда, в инкерманские каменоломни, из Рима за проповедь о Христе, а потом казнён здесь за свою непоколебимую веру в Него.
По преданию, папой Климентом и его общиной в скале был высечен храм, где папа служил и проповедовал.
Проповедь святого Климента обращала язычников в христиан, и количество храмов в окрестностях Севастополя непрестанно росло. Некоторые источники называют цифру в семьдесят пять, тридцать из которых обнаружено в скалах Инкермана.
Монастырь с большим количеством насельников возник уже ближе к восьмому-девятому веку. Сюда, в отдалённые имперские владения из Византии бежали христиане, спасаясь от преследований иконоборцев.
За свою долгую жизнь, монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался. А к началу двадцатого века и вовсе оказался заброшен. Жизнь здесь возродилась только к концу века, и началась его масштабная реконструкция.
Сегодня в комплексе монастыря – пять действующих храмов: три пещерных и два наземных.
Пещерный храм в честь священномученика Климента – один из самых ранних больших храмов Крыма.
Второй освящён в честь святителя Мартина Исповедника, папы Римского, окончившего свои дни в этих землях за борьбу с ересью монофелитов. Третий – храм святого апостола Андрея Первозванного. Наземные храмы освящены во имя Святой Троицы и великомученика Пантелеимона. Последний сооружён в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении поезда в 1888 году у станции Борки под Харьковом, когда царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург.
Сегодня Инкерманский монастырь стоит рядом с железнодорожным полотном. Поезда проходят прямо по территории обители. И если вы будете проезжать мимо, вас обязательно поразит это удивительное святое место. Но лучше, приехать сюда и остановиться, чтобы прикоснуться к истории святости папы Римского Климента и священной истории Крыма.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.