Шурочка Азарова – героиня комедии «Гусарская баллада», сокрушалась о том, что будучи женщиной, не может идти на войну с Наполеоном: «Сейчас у русских на душе одно: как родину спасти... А я здесь с рукодельем и с куклами». Таких Шурочек в России 1812 года было много. Энергичные и переживающие за судьбу Отечества, они любили своих отцов, мужей, братьев и сыновей, ушедших на войну. И ограничиваться одним щипанием корпии для лазаретов не хотели.
Так в Петербурге появилось первое в России Императорское женское патриотическое общество. Его инициаторами стали дамы высшего света. А попечительницами - императрицы Мария Фёдоровна и Елизавета Алексеевна.
К этому времени неприятель разорил огромные количество городов и сёл России. Уже пал Смоленск, отгремела битва при Бородино, Наполеон побывал в Москве. Империя истекала от крови. Залечивать раны взялись изнеженные дамы. Благодаря русским женщинам 1812 год стал годом благотворительности и милосердия. Женщины предпочли слову дело. Так что ошибались французские солдаты, кричавшие в бою: «Заставим поплакать Санкт-Петербургских дам». Плакать дамам было некогда.
Баронессы, великие княгини, принцессы, придворные дамы, жёны банкиров и купчихи, входившие в Женское Общество, жертвовали на дело громадные суммы. Дамы продавали свои драгоценности и строили госпитали. Деньги отправляли наиболее нуждающимся. В первую очередь раненым. Детей, чьи родители разорились, помещали в казённые училища, где обучали различным ремёслам. Тем, кто был в состоянии работать, но не имел жилья, снимали квартиры. А ремесленникам, оставшимся без инструментов, выдавали деньги на покупку нового инвентаря. Особо Женское Общество заботилось о детях-сиротах, вдовах, больных и стариках.
Когда закончилась война, организация продолжила свою работу. Только теперь её деятельность была направлена на развитие женского образования. Дамы открывали специальные работные дома и частные школы. К середине 19 века эти школы оказались в бедственном положении: пожертвований стало намного меньше. Спохватившись, Женское патриотическое общество попыталось исправить положение. За три года денежную помощь получило пять тысяч семей. Дамы хлопотали, рекомендовали, устраивали своих подопечных на работу. И мечтали о том, что скоро наступят такие времена, когда в России не останется бедных людей. Конечно, это было наивно. Но совсем не наивной оказалась идея создания Патриотического института благородных девиц. В нём образование получали дочери младших офицеров, погибших или искалеченных на войне 1812 года.
Кроме Патриотического института Женское Общество открывало школы-интернаты, простые школы, детские сады, рукодельни, ремесленные классы, школы кулинарного искусства.
Организация просуществовала до 1917 года. По-прежнему её ядром была аристократия, а основные взносы поступали от членов царской семьи. Общество продолжало заботиться об образовании девушек из бедных семейств, по окончании учёбы устраивало их на работу. В годы Первой Мировой войны дамы повторили подвиг своих соотечественниц 19-ого века: собирали деньги, открывали лазареты, работали сёстрами милосердия.
«Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин», - сказал Генрих Гейне и ошибся. Имена участниц Женского патриотического общества история сохранила. Ибо они наравне с мужчинами были героями Отечественной войны 1812 года и Первой мировой войны.
«Истоки и современность православной журналистики: личный путь». Николай Державин
У нас в гостях был заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Николай Державин.
Мы говорили с нашим гостем об истоках и современности православной журналистики, а также об особенностях работы комментатора праздничных богослужений в прямой трансляции.
«Социальная помощь людям в зонах военного конфликта». Наталья Савина
У нас в гостях была координатор социальной помощи в зоне конфликта Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Наталья Савина.
Наша гостья рассказала, как, устав работать с бумагами, она приняла решение ехать в зону военного конфликта и помогать там людям, с какими трудностями и опасностями пришлось при этом столкнуться и что помогало их преодолевать.
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение