Древний храм великомученика Георгия, что стоит в центре старого Каира, поражает воображение своими размерами и формой. Это грандиозное четырехэтажное сооружение, стены которого образуют ровный круг. Почему православная церковь выглядит так необычно? Поищем ответ в истории.
За шесть столетий до Рождества Христова вавилонский царь Новохудоносор захватил Египет, и построил в его столице форт Новый Вавилон. Позднее римляне перестроили форт в еще более мощную крепость. В стенах этого бастиона принял страдания за Христа Георгий Победоносец. А чуть позже греки основали на этом месте церковь, посвященную святому великомученику. Храм стоит на фундаменте римской крепости и повторяет ее круглую форму.
При Георгиевской церкви несколько веков существовал монастырь. Но после египетской революции 1952 года греки были вынуждены уехать на родину, и монахов в обители святого Георгия не осталось. Сейчас на территории монастыря – резиденция Александрийского патриархата.
В начале двадцатого века храм полностью выгорел, единственное, что уцелело из внутреннего убранства во время пожара – это образ Георгия Победоносца, чудотворная икона шестого века. Сейчас она находится на верхнем этаже удивительной церкви.
Этажом ниже, в часовне, хранятся орудия, которыми пытали великомученика. С ужасом созерцают христиане колонну, к которой был прикован Георгий Победоносец, цепи, плети, колесо с шипами.
За несколько столетий храм святого Георгия осел, погрузился в землю, так что нижняя часть церкви оказалась на глубине больше десяти метров. Спускаться на первый этаж опасно из-за постоянного подтопления.
На втором этаже находится усыпальница предстоятелей Александрийской церкви. Здесь покоятся останки патриархов, умерших за последние четыреста лет.
У стен монастыря - погост, здесь стоит небольшая церквушка Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с ней – пещера с колодцем. На стене вы с удивлением обнаружите табличку на русском: «На этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода». Подобно тому, как грот был убежищем для Святого семейства во время бегства в Египет, Георгиевский монастырь стал приютом для сотен русских белоэмигрантов, бежавших от революции. Большинство из них здесь и похоронены, по бедности – в общем склепе.
Три года назад в Александрийской патриаршей резиденции побывал с братским визитом Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Святейший передал храму святого Георгия в дар от Русской Православной Церкви звонницу. Так что теперь в центре старого Каира православных на богослужение созывают русские колокола.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема