Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 2, стихи 4-10.
Римская империя в первом веке по Рождестве Христовом без преувеличения являлась наиболее могущественным государством в мире. Территории, подконтрольные Риму, располагались сразу на трех континентах: в Европе, Азии и Африке. Рим не только управлял обширными землями, но и обустраивал их. Настоящей легендой стали знаменитые дороги империи, позволявшие огромному государству эффективно функционировать. Впрочем, по славным дорогам Рима передвигались не только чиновники и военные. Таков был промысел Божий, что дорожная инфраструктура империи пригодилась ученикам Христа, апостолам, которые разнесли весть о Спасителе и Его учении по самым дальним уголкам Римского государства. Особенно много для исполнения этой миссии потрудился апостол Павел, посетивший с проповедью множество городов. Везде он основывал общины христиан, которые со временем превратились в местные Церкви. Павел вплоть до смерти в Риме в конце 60-х годов заботился о судьбе основанных им христианских общин и направлял им послания со словами поддержки. Таким по содержанию было, например, послание к жителям города Эфес, которое было написано Павлом из заточения в Риме и стало как бы его духовным завещанием. Отрывок из послания к Эфесянам читается сегодня во время утреннего богослужения:
2.4 Братья, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 2.5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,– 2.6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 2.7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 2.8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 2.9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 2.10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В течение всех лет, проведенных в апостольском служении, Павел постоянно боролся с людьми, которых в библейской науке принято называть иудействующими. Иудействующие- это евреи, принявшие крещение, но не отказавшиеся от традиций ветхозаветной религии. Данные люди полагали, что Ветхий завет продолжается и все христиане обязаны его соблюдать. Но главная пагубность позиции иудействующих состояла в том, что они пытались привить христианам традиционный для иудаизма религиозный подход. Логика его была такова- если между Богом и людьми заключен завет, то есть договор, и Бог, и люди должны соблюдать его условия. И если люди соблюдают заповеди, Бог не вправе отказывать им в Своей милости.
Апостолу Павлу такой подход к религиозной жизни был крайне не приятен. В каждом городе, который он посещал с проповедью, в каждом своем послании, он пытался донести до людей очень важную мысль- Бог из великой любви создал человека и из великой любви послал в наш мир Своего Сына Иисуса Христа, Который умер за людей на кресте, воскрес и открыл людям Царство Небесное. Все это Бог сотворил даром, Он не выставляет людям счет. Все что Он просит от людей взамен- ответную искреннюю любовь, которая, впрочем не Богу нужна, а самих людей преображает, делает их внутренне лучше. Отношения между Богом и людьми для Павла очень похожи на отношения между любящими друг друга отцом и его детьми, когда они безусловно совершают друг для друга добрые поступки, но не для награды, а как подтверждение своей искренней любви. Хорошим детям бессмысленно хвалиться перед отцом своими добрыми поступками, отец и так любит своих детей, но чем больше дети проявляют на деле свою любовь, тем крепче она становится. Со времени написания послания к Эфесянам прошло без малого две тысячи лет. Тем не менее, слова апостола Павла о вере и любви к Богу по-прежнему актуальны, так как Бог и от современных православных христиан ждет того же, что и от их братьев по вере из первого века, - искренней любви, выраженной в добрых делах.
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.