Творя неправедный суд над Иисусом Христом, иудейские первосвященники стремились, во что бы то ни стало, соблюсти закон человеческий. Так, для вынесения смертного приговора Спасителю им необходимо было заручиться санкцией римского прокуратора, ибо только он мог утвердить такое решение согласно имперскому законодательству. Именно поэтому из Гефсиманского сада, где Христос был арестован, Его препроводили сначала в дом первосвященника Иудеи Анны, потом во дворец Каиафы – первосвященника Иерусалимского храма, а затем процессия направилась в преторию - резиденцию Понтия Пилата, наместника Римского императора.
Жилище прокуратора находилось в крепости Антония. В этом роскошном здании, которое выстроил Ирод Великий к северу от храмовой горы, располагался также римский воинский гарнизон, ответственный за порядок в Иерусалиме. Первосвященники не стали входить во дворец римского наместника, поскольку посещение дома язычника считалось осквернением для иудеев. В Евангелии сказано, что Пилат сам вышел к ним навстречу на особую площадку перед входом в Преторию. Это был просторный вымощенный каменными плитами помост - по-гречески он назывался лифостротон, а по-еврейски гаввафа. Именно на этой площадке Понтий Пилат сказал: «Се человек!», указывая на Спасителя. Затем он умыл перед еврейским народом руки – предпринял попытку снять с себя ответственность за неправедный суд. И отдал Христа на Распятие! После этого, пишет евангелист Матфей, римские воины надели на Иисуса багряницу, возложили Ему на голову терновый венец и насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! А затем повели из претории на Голгофу.
Крепость Антония была полностью разрушена еще в первом веке, и долгое время все версии ее исторического местоположения не находили каких-либо весомых подтверждений. Но в 1932 году во время научных раскопок в старой части Иерусалима французский археолог Луи Венсан обнаружил древние каменные плиты. Исследовав находку, ученый заявил, что это ни что иное, как часть евангельского лифостротона!
Комментарий эксперта:
Обширный участок, вымощенный каменными плитами размером два на полтора метра, был откопан археологами на территории католического монастыря Сестёр Сиона, иначе он также называется «Эссе хомо», что в переводе означает «Се человек». Это название обители дала древняя арка–возможно, одна из тех, чтовели в первом веке от храма к крепости Антония. И если верно предположение, что это именно та арка, под которой Понтий Пилат произнес, указывая на Христа, «Се человек», то вполне закономерно, что в непосредственной близости от нее обнаружились плиты, которыми был вымощен упомянутый в Евангелии лифостротон.
Какие основания были у Луи Венсана для того, чтобы утверждать, что найденные им плиты – это именно лифостротон, или гаввафа? Во-первых, археолог произвел датировку своей находки, и установил, что мостовая относится к первому веку от Рождества Христова. Во-вторых, на плитах отразились приметы жизни, характерной для того времени: желоба водостоков, насечки против скольжения конских копыт. Но главное – на них были выбиты особые рисунки – разметка для так называемой игры в царя.
Комментарий эксперта:
Один из рисунков, заинтересовавших Луи Венсана, занимает сразу несколько древних плит. На одной из них изображена корона, от которой отходит прямая линия, а на другой - меч, который эту линию разрубает. Также здесь различима первая буква греческого слова «Василевс», что переводится как «царь». Очевидно, что это не что иное, как разметка для жестокой игры в царя – развлечения римских солдат эпохи второго Иерусалимского храма. По правилам этого игрища, осужденный на смерть издевательски провозглашался царем. На него надевали красную одежду, которая отдаленно напоминала царскую порфиру, голову украшали шутовской короной, а в руки вместо скипетра давали палку. Наряженному таким образом «царю», глумясь, оказывали «почести», чтобы по завершению фарса его убить. Именно так описывают евангелисты и поругание Спасителя, произошедшее на лифостротоне - площадке перед крепостью, где обосновался римский гарнизон Иерусалима.
У Луи Венсана нашлись оппоненты, которые оспорили датировку обнаруженных им каменных плит. Так, коллега и соотечественник французского археолога Пьер Морис Бенуа заявил, что помост относится к первой половине второго века, а, следовательно, является частью не крепости Антония, которой в то время уже не существовало, а одного из зданий Римской колонии, построенной на руинах Иерусалима в 135 году.
Но, так или иначе, рисунки на плитах стали доказательством, что «игра в царя» действительно была одним из развлечений римских воинов. Разметка для этого дикого игрища объяснила один из страшных эпизодов беззаконного судебного процесса над Христом и подтвердила историческую верность евангельского повествования.
Альметьевск. Храм Петра и Павла
Город Альметьевск расположен на юго-востоке республики Татарстан. До 1953 года он значился на картах как село Альметьево. Здесь с восемнадцатого века проживали башкиры, исповедующие ислам. А в середине двадцатого столетия население стало многонациональным. На территории посёлка обнаружили нефть, для обслуживания месторождения сюда приехали специалисты со всего Советского Союза. Среди них было немало православных. Построить церковь они не имели возможности, ведь власть в государстве принадлежала атеистам. Первый храм в Альметьевске появился только в 1992 году. Администрация города в ответ на просьбу верующих выделила здание старой котельной на улице Чернышевского. Безликую кирпичную коробку перестроили, и получилась просторная уютная церковь с трёхъярусной колокольней над входом. Её освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. С открытия Петропавловского храма началась новая страница в истории Альметьевска!
Радио ВЕРА в Альметьевске можно слушать на частоте 99,6 FM
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM