Когда я отдавала свою дочь в первый класс, учительница сказала на родительском собрании: «В первом классе детям уроки не задают». Я очень удивилась: «Почему»? Оказывается, в образовательной сфере провели какие-то исследования, по которым выяснили, что выполнение домашних заданий в первом классе негативно сказывается на здоровье ученика – он слишком утомляется.
Ну, ладно. С этим новшеством я как-то согласилась: может быть, и правда, утомляется (экология, программа тяжёлая). Но следующее заявление учителя заставило меня по-настоящему растеряться. По новому школьному уставу учитель не имеет право привлекать ребёнка «к не предусмотренному образовательной программой труду». Стирать с доски мел, например, помогать в уборке класса, очищать чёрные полосы от обуви с линолеума… В общем, теперь ученикам запрещается выполнять все те обязанности, которые нами раньше воспринимались как послушание.
Мне вспомнилось, как я часто мыла аквариум в классе биологии. Или как сама с одноклассниками убирала кабинет к Новому году, ну, и доска… У нас очередь выстраивалась из желающих стереть мел вымоченной в сахарном сиропе тряпкой (все знали, что мел лучше пишет по сладкой поверхности). А сейчас, получается, что это всё запрещено..?
В этом году моя дочь уже во втором классе. И домашние задания у неё тоже теперь есть. Только как-то с непривычки, процесс самоподготовки очень нелегко пошёл. Она не может правильно распланировать время. А почему? Да потому что не потрудилась в первом классе научиться его планировать. Начни она по чуть-чуть работать в этом направлении с самого начала учёбы, сейчас бы у неё автоматически каждый час вставал на своё место.
И так очень часто бывает. Не только с уроками. Взрослые сами, порой, развивают в собственном ребёнке неорганизованность, и даже лень. Жалеют его: «Он утомляется», «Ему ещё рано». А на самом деле все здоровые дети от рождения трудолюбивы: они учатся говорить, сидеть, ходить. Они трудятся. А потом, года в два-три, в рамках собственного познания мира, просятся помочь матери вымыть посуду, нарезать овощи, протереть пол. У папы из рук обязательно требуют отвёртку, дрель… Им в этом возрасте всё интересно. Они искренне хотят помогать. А какую обратную реакцию на свою инициативу они получают?
- Поди, поиграй. Мы сами.
Или: «Не пачкайся», «Не надо»… И опять – «Мы сами».
И всё нам кажется, что таким образом проявляется наша забота о безопасности ребёнка, о его здоровье. Но, чаще-то, дело не в заботе. Дело в собственном времени, которого всегда не хватает.
А когда наступает, как нам кажется, подходящий момент для фразы «Пора приучать ребёнка к труду», мы удивляемся: «Почему он отказывается?». И на поверхность всплывает наша ошибка: мы сами не дали ребёнку возможность полюбить труд, когда он этого так хотел.
Желание трудиться – это чувство. А любое чувство – это ответ на ситуацию. Пока ребёнок маленький, Господь даёт нам прекрасную возможность смоделировать в нём правильную реакцию трудолюбия в ответ на самые сложные ситуации, которые могут ему встретиться в жизни. В Китае, кажется, придумали: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной – и я научусь». Пусть дети учатся. А мы – поможем.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.