Когда я отдавала свою дочь в первый класс, учительница сказала на родительском собрании: «В первом классе детям уроки не задают». Я очень удивилась: «Почему»? Оказывается, в образовательной сфере провели какие-то исследования, по которым выяснили, что выполнение домашних заданий в первом классе негативно сказывается на здоровье ученика – он слишком утомляется.
Ну, ладно. С этим новшеством я как-то согласилась: может быть, и правда, утомляется (экология, программа тяжёлая). Но следующее заявление учителя заставило меня по-настоящему растеряться. По новому школьному уставу учитель не имеет право привлекать ребёнка «к не предусмотренному образовательной программой труду». Стирать с доски мел, например, помогать в уборке класса, очищать чёрные полосы от обуви с линолеума… В общем, теперь ученикам запрещается выполнять все те обязанности, которые нами раньше воспринимались как послушание.
Мне вспомнилось, как я часто мыла аквариум в классе биологии. Или как сама с одноклассниками убирала кабинет к Новому году, ну, и доска… У нас очередь выстраивалась из желающих стереть мел вымоченной в сахарном сиропе тряпкой (все знали, что мел лучше пишет по сладкой поверхности). А сейчас, получается, что это всё запрещено..?
В этом году моя дочь уже во втором классе. И домашние задания у неё тоже теперь есть. Только как-то с непривычки, процесс самоподготовки очень нелегко пошёл. Она не может правильно распланировать время. А почему? Да потому что не потрудилась в первом классе научиться его планировать. Начни она по чуть-чуть работать в этом направлении с самого начала учёбы, сейчас бы у неё автоматически каждый час вставал на своё место.
И так очень часто бывает. Не только с уроками. Взрослые сами, порой, развивают в собственном ребёнке неорганизованность, и даже лень. Жалеют его: «Он утомляется», «Ему ещё рано». А на самом деле все здоровые дети от рождения трудолюбивы: они учатся говорить, сидеть, ходить. Они трудятся. А потом, года в два-три, в рамках собственного познания мира, просятся помочь матери вымыть посуду, нарезать овощи, протереть пол. У папы из рук обязательно требуют отвёртку, дрель… Им в этом возрасте всё интересно. Они искренне хотят помогать. А какую обратную реакцию на свою инициативу они получают?
- Поди, поиграй. Мы сами.
Или: «Не пачкайся», «Не надо»… И опять – «Мы сами».
И всё нам кажется, что таким образом проявляется наша забота о безопасности ребёнка, о его здоровье. Но, чаще-то, дело не в заботе. Дело в собственном времени, которого всегда не хватает.
А когда наступает, как нам кажется, подходящий момент для фразы «Пора приучать ребёнка к труду», мы удивляемся: «Почему он отказывается?». И на поверхность всплывает наша ошибка: мы сами не дали ребёнку возможность полюбить труд, когда он этого так хотел.
Желание трудиться – это чувство. А любое чувство – это ответ на ситуацию. Пока ребёнок маленький, Господь даёт нам прекрасную возможность смоделировать в нём правильную реакцию трудолюбия в ответ на самые сложные ситуации, которые могут ему встретиться в жизни. В Китае, кажется, придумали: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, сделай со мной – и я научусь». Пусть дети учатся. А мы – поможем.
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки