Владимир Андреевич Долгоруков был градоначальником Москвы дольше, чем кто-либо из его предшественников и преемников. Князь принял первопрестольную в 1865 году и оставался с москвичами четверть века. И всё это время Долгорукова иначе как «отцом города» не называли.
С новым градоначальником Москва быстро меняла свой облик. Люди надолго запомнили дни, когда улицы осветились газовыми фонарями и заработала конка. Одна другую сменяли Всероссийские выставки: промышленные, художественные, этнографические. Появлялись музеи. Открылись консерватория и Высшие женские курсы. Заработали Верхние торговые ряды, известные сегодня как ГУМ. Был освящён храм Христа Спасителя – детище Долгорукова, который долгие годы был главой комиссии по его строительству.
О Владимире Андреевиче говорили, как об очень симпатичном и скромном человеке. Князя никогда не видели хмурым, он всегда улыбался, да и к себе относился с изрядной иронией, что не могло не импонировать окружающим. Владимир Андреевич каждый день посещал богослужения либо в Кремле, либо в небольших церквях. Не желая привлекать к себе внимания, являлся в штатском платье и скрывался в рядах верующих.
Блестяще выполняя свои служебные обязанности, Долгоруков отдавал много сил благотворительности. Во время русско-турецкой войны он создал в Москве и её окрестностях двадцать комитетов общества Красного Креста –они собрали для воинов полтора миллиона рублей. Князь открыл военный госпиталь на две с половиной тысячи коек, на личные средства снарядил и пустил по железной дороге два санитарных поезда. А в своём дворце на Тверской организовал пошивочную мастерскую для военных нужд.
Москвичи без стеснения шли к Долгорукову со своими заботами. Он находил время для каждого и каждому старался помочь. Разбирал имущественные споры, выслушивал даже жалобы о недобросовестных рыночных торговцах. Очень радовали князя просьбы, касающиеся вопросов образования и искусства. И особенно внимательно Владимир Андреевич относился к небогатым родителям, которые приходили хлопотать за своих детей. В этих случаях отказа просителям не было.
Москвичи отвечали Долгорукову огромной любовью и даже дали ему уважительное прозвище «Удельный князь». Каждый год отмечали дату его вступления на должность главы города и заваливали дорогими подарками. Долгоруков увозил подношения домой, но не пользовался ими, а завещал Румянцевскому музею. Там и хранятся преподнесённые князю иконы, Библия, прекрасная посуда, роскошно оформленные альбомы. Только одним подарком Долгоруков счёл возможным воспользоваться. Когда-то Владимир Андреевич был вынужден продать своё родовое имение. А на один из его юбилеев почитатели выкупили поместье и вернули градоначальнику. Для небогатого князя это был драгоценный дар. Вся семья Долгоруковых потом часто приезжала в поместье.
В 1875 году Владимир Андреевич стал почётным гражданином Москвы. Диплом о присвоении ему этого звания был взят в серебряную раму ювелирной работы. Так Москва и москвичи тонко намекали князю на его собственную драгоценную и ювелирную работу. Ответный подарок городу Долгоруков сделал своим завещанием. Все средства, вырученные за продажу собственного имущества, он просил передать благотворительным организациям и госпиталям.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.