Послание апостола Павла к Евреям. Глава 3, стихи 1-4.
Рим в первом веке по Рождестве Христовом был городом, которым восхищались и который откровенно презирали. Восхищались потому, что Рим являлся центром античной цивилизации – ее политики, богатства, могущества. В то же время многие жители Римской империи откровенно презирали столицу за ее распутство и бесчестие нравов.
Апостол Павел оказался в Риме вынужденно. Ученика Христа привезли туда под тюремным конвоем. Павел оказался под стражей из-за доноса иерусалимских иудеев, которые обвинили апостола в том, что он якобы приводил язычников в храм Соломона и этим осквернял его. Апостол, понимая, что в Иерусалиме разбирательство над ним, скорее всего, будет несправедливым, воспользовался своим статусом римского гражданина и потребовал суда императора. По законам империи в этом ему не могли отказать, а потому Павла отправили в Рим.
Находясь в столице, апостол очень переживал за христиан, оставшихся в Иерусалиме. В особенности за евреев, перешедших в христианство из иудаизма. А потому, даже несмотря на тюремное заточение, в котором он находился ожидая суда, Павел написал для евреев-христиан Святой Земли послание. Оно вошло в состав Библии как «Послание к евреям» и впоследствии стало духовной поддержкой христианам Иерусалима, а также остальным евреям, сменившим иудаизм на христианство.
Отрывок из «Послания к евреям» читается сегодня утром во время богослужения:
3.1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
3.2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3.3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
3.4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
Смысл прозвучавшего отрывка из Послания апостола Павла к евреям можно в полной мере понять, только если знаешь исторический контекст. В первом веке по Рождестве Христовом евреи-христиане находились в очень затруднительном положении. С одной стороны, они пытались сохранить свои прежние обычаи: соблюдать покой в субботу, совершать обрезание для мальчиков, воздерживаться от определенных видов пищи, например, от свинины. Но самое главное – евреи-христиане продолжали параллельно с церковным собранием посещать синагогу. Это было важно для них скорее с национальной точки зрения, чем с религиозной. В синагоге евреи-христиане, находясь в окружении соплеменников, ощущали себя как бы вне Римской империи, поглотившей Израиль. Возвращались во времена величия Иудейского царства, могли свободно говорить на еврейском языке.
Апостол Павел прекрасно понимал важность посещения синагоги для евреев, в том числе для евреев-христиан. Но он также осознавал и всю опасность соблюдения этого обычая. Ностальгия, которую бывшие иудеи испытывали, могла привести их обратно в ветхозаветную церковь, а значит – отделить от спасения, дарованного Христом. Вот почему апостол значительную часть своего Послания евреям уделил описанию превосходства Нового Завета над Ветхим. А для убедительности своих доводов провел сравнение между Спасителем Иисусом Христом и пророком Моисеем. Его, это сравнение, мы только что услышали в прочитанном отрывке из Послания.
Апостол Павел ни в коем случае не пытается принизить подвиг пророка Моисея, его заслуги перед еврейским народом. Но при этом совершенно точно отмечает – служение Моисея осуществлялось только в рамках еврейского народа, который благодаря пророку оказался свободен от египетского рабства. Сын Божий Иисус Христос пришел в наш мир не только ради евреев (хотя по рождению Своему принадлежал именно к этому народу), но ради спасения всех людей – вне зависимости от их национальной принадлежности.
Более того, апостол Павел прямо говорит, что пророк Моисей при всем своем величии был только ветхозаветным прообразом Христа. Бог на примере освобождения евреев от власти египетского фараона показал, как в будущем Спаситель всех людей сделает свободными от власти греха и смерти. Вот что апостол имеет ввиду, когда говорит: всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. Проведя в своем Послании сравнение между Новым Заветом и Ветхим, показав преимущество Христа над Моисеем, апостол Павел сумел в итоге многих евреев-христиан удержать в церковном собрании, не дать им вернуться к прежней вере, которая потеряла свое спасительное значение.
Несмотря на то, что со времени написания Послания к евреям прошло уже почти две тысячи лет, аргументам апостола Павла можно найти применение и сегодня. Не в смысле церковной миссии среди иудеев, а в отношении религиозного опыта тех православных христиан, которые приняли крещение или обрели веру уже во взрослом возрасте. Если человек принял святое крещение и стал православным христианином, то не должен вспоминать былое, ностальгировать о жизни до встречи с Богом. Чтобы не обольститься и не вернуться к прежней жизни, шедшей без Христа. Но по слову апостола Павла счастливо принадлежать к тем, кого он называет братиями святыми, участниками в небесном звании.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.